Средние века
После падения Римской империи и усиления Византии в одежде стали проявляться восточные элементы. Одежда перестает быть свободной, начинается история тяжелых тканей, сложного, скрывающего тело и сковывающего телодвижения кроя.
Византия
Византийцы переняли одежду у римлян, изменили ее форму, сделали более грубой, угловатой. Эффект угловатости усиливали тяжелые парчовые ткани и многочисленный декор на предметах гардероба.
Когда укрепилось христианство, об античной легкости и свободе окончательно забыли. Одежда стала глухой и длинной, скрывающей срам, то есть голое тело.
Одежда германцев
Германские мужчины носили туники длиной до колен, закрепляемые на плечах кожаными ремешками, также куртки из шерсти или шкур с длинными рукавами. Германцы носили шерстяные или льняные штаны, удобные для работы и езды верхом.
Германцы называли штаны «бругс», отсюда пошло русское слово «брюки». Женщины носили шерстяные жакеты цельного кроя с рукавами, плотные складчатые юбки из шерсти, закрепляемые длинным поясом, а поверх — плащи.
Галлы
Древние жители Франции надевали узкие штаны бракка, короткую, облегающую тело куртку с узкими рукавами, поверх набрасывали сагум — плащ из шерсти, закрепляемый на правом плече. В позднее время галлы стали надевать под плащ тунику с рукавами. Воины носили кожаные панцири и шлемы с металлическими вставками.
Галльские жрецы — друиды — носили длинную рубаху из неокрашенного полотна. Поверх набрасывали плащ, а во время обрядов надевали на голову колпак или листья дуба.
Норманны
Норманнская одежда была простой и удобной, соответствующей суровому образу жизни северных племен. Рубашки викинги делали из шерсти и льна. Из шкур и меха изготавливали верхнюю одежду: плащи, штаны и куртки. Женщины надевали длинное платье, закрепленное несколькими застежками, в холодные месяцы утеплялись мехами и овчиной. Будучи суровым народом, норманны почти не пользовались украшениями.
Рыцарей в Средневековье
Рыцарские доспехи — сложный комплект, состоящий из нескольких элементов. Делали их обычно на заказ, над одним изделием трудилось несколько мастеров. Доспехи подгоняли по фигуре, чтобы в бою воин не столкнулся с дискомфортом.
В IX-XII веках использовались кольчуги — изделия из металлических колец, надеваемые поверх полотняной рубашки. Руки защищали кольчужными рукавами и рукавицами, а ноги — кольчужными штанами шоссами.
Легко вооруженная кавалерия нередко обходилась без доспехов, единственной защитой были кожаные куртки и акетоны — плотные стеганые кафтаны.
Позже, как результат развития оружия, появились сначала кольчуги, усиленные нагрудными пластинами и наплечными щитами айлетами, затем шлемы из металлических пластин с кольчужным капюшоном и, наконец, латные доспехи. В XIII и XIV веках латы — сплошные доспехи из металлических пластин — были самым распространенным обмундированием. Но все равно не вытеснили кольчугу, так как были тяжелыми и неудобными, весили до 30 кг.
Ренессанса XI-XIII веков
Одежда раннего Средневековья отличалась простотой, практичностью, однообразием. Ее изготавливали из грубых тканей. В XIII веке усовершенствовалось мастерство окрашивания, применявшееся преимущественно для верхней одежды.
И женщины, и мужчины носили котту — тунику с узкими рукавами. Женская была длинной, закрывающей ноги, мужская доходила до колена. Под коттой находилась рубашка камиза. А поверх котты иногда надевали накидку сюрко. Рукава пришивались или пристегивались.
У женских платьев котта рукава были настолько узкие, что их разрывали при надевании, затем зашивали.
Мужчины носили облегающие штаны брэ, у которых штанины могли быть разного цвета. Плащи делали из кожи или из кусков плотного полотна, выкраивали в форме полукруга.
Готический период XII-XV
В XII веке одежда четко разделилась на мужскую и женскую. В XIV веке выделилась характерная европейская мода, усовершенствовался крой. Платья делали приталенными, подогнанными по фигуре со значительным расширением нижней части, что стало возможным, благодаря применению 3-х швов: боковых и среднего на спине.
В XV веке европейские костюмы соответствовали господствовавшему в то время готическому стилю. Одежда была удлиненной, строгой, с заостренными и вертикально направленными элементами. Например, женщины надевали высокие головные уборы в виде конуса, а мужчины носили обувь с длинными и острыми носами.
Мужской костюм состоял из рубахи, узкой куртки без рукавов, облегающих штанов шоссов. Для подгона одежды под фигуру использовали шнурки и тесемки. Женские платья отличались высокой талией, глубоким и острым декольте, узкими рукавами и юбкой с драпировками, которая продолжалась шлейфом.
Парадный костюм княгини с украшениями из эмали
Благодаря работе М.А. Сабуровой (1870-1964) по соотнесению частей головных уборов, найденных при раскопках с венчальными коронами и венцами XVI-XX веков, мы можем воспроизвести сложный головной убор, носимый княгинями во время праздничных мероприятий. Головной убор состоял из диадемы с эмалевым изображением православных сюжетов, золотых скобочек и рясен с колтами. Исследователи приходят к выводу, что подобный головной убор носил ритуальный характер. Диадема была нашита на жесткий околыш или очелье. Привески с жемчугом ниспадали на лоб, а дужки очелья украшали валик убора в его верхней части. По сторонам головного убора подвешивали рясны с колтами, украшенными эмалью.
Обнаруженные Г.Ф. Корзухиной двойные шарниры, расположенные в середине рясен, позже были объяснены в работе Т.И. Макаровой (1930-2009). Татьяна Ивановна предположила, что эти шарниры служили для того, чтобы рясны можно было перегнуть и сделать их двусторонними. То же можно сказать и о колтах, подвешенных в месте сгиба рясен. Таким образом, стало ясно, что цепочка, находящаяся на одном конце рясен, крепилась в основе убора и фиксировалась у виска с помощью височного кольца, находящегося на другом конце рясен. Подобный способ прослеживается и в крестьянских головных уборах XI–XII веков. При раскопках были обнаружены головные ленты, сложенные вдвое и, выполняющие функцию рясен.
Чтобы проработать украшения головного убора, древнерусские мастера учитывали близость декоративных особенностей материала. К примеру, ансамбль головного убора мог быть исполнен с использованием диадемы, схожей с обнаруженной Н.П. Кондаковым (1844-1925) в 1889 году и рясен, найденных Т. И. Макаровой при раскопках в Сахновке в 1900 году. Эти декоративные элементы объединяет не только геометрический узор, нанесенный на поверхность их бляшек, но и их форма, напоминающая крест. Такой головной убор могли дополнять колты из клада 1827 года, найденного Н.П. Кондаковым в Киеве. Княжеские головные уборы могли носить с фатой.
Украшением служили бляшки и жемчуг, которыми расшивали каймы, ворот и оплечье. Зачастую оплечья заменяли бармы — широкие нагрудные украшения с нашитыми на них религиозными сюжетами. По предположению Б.А. Рыбакова подобные ансамбли не были дополнены браслетами, их заменяли расшитые на опястьях рукава. С другой стороны, Н.П. Кондаков считал, что подобные парадные костюмы могли быть дополнены золотыми браслетами, схожими с экземплярами, найденными при раскопке клада на территории Рязани в 1822 году. Сюда же относят и перстни из золота, украшенные жемчугом или гранатом. Считается, что они составляют с эмалевым головным убором единый ансамбль.
Первые истоки этикета
Само понятие «этикет» пошло от слова «этикетка». Его начало положил французский король Людовик XIV, который с помощью карточек устанавливал нормы на своих званых ужинах. Но определенные правила поведения начали складываться гораздо раньше. Их потребовалось ввести с началом объединения людей в общины. Все члены сообщества должны были с уважением относиться к старшим, слушать слова шамана, заботиться о женщинах, а они в свою очередь ухаживали за детьми.
Эти правила еще не являлись этикетом, но были его предшественниками. Они служили инструментом для создания комфортной остановки. Нравственность того времени помогала людям объединиться во время опасности, учила основам общения и чтению традиций. Сам же этикет появляется только с развитием государства.
Некоторые правила этикета для мужчин
1. Вопреки расхожему мнению о послаблениях в этикете для представителей мужского пола первый выезд юноши в свет также имел ряд формальностей. Например, необходимо было иметь безукоризненный внешний вид, поскольку первое впечатление невозможно произвести дважды. Молодой человек был обязан одинаково учтиво и вежливо относиться ко всем барышням: богатым и бедным, красивым и не очень.
2. Если танцмейстер просил мужчину потанцевать с определённой дамой, кавалер не имел права отказать, поскольку на балу он был, прежде всего, танцором и должен был забывать обо всем другом. Также дурным тоном считалось не пригласить одиноко скучающую барышню или не танцевать вовсе.
3. Кавалер обязан был вставать при приближении дамы и не садиться до тех пор, пока та не уйдет или не сядет. Также было необходимо пропускать ее вперед, проходя в помещение.
4. Во время танца мужчина должен был развлекать свою партнершу разговором, затрагивая интересные для нее темы. После танца кавалер обязан был проводить свою даму к подругам или родственникам, несколько раз поблагодарив ее за оказанную ему честь.
5. Если молодой человек танцевал с девушкой несколько раз за вечер, то это вполне могло означать серьезность его намерений по отношению к партнерше. В противном случае такое поведение бросало тень на репутацию барышни.
Конечно, правил этикета было гораздо больше, им даже посвящались книги. И хотя большинство из такого рода тонкостей покажутся современным людям необычными и даже забавными, некоторые рекомендации сохранились и теперь. Самое главное — их соблюдать, ведь воспитанность ценится одинаково высоко во все времена.
Вглубь веков
Прежде чем подробно говорить о русском этикете, предлагаем проследить историю этикета мирового. Учёные склонны считать временем зарождения хороших манер 500 год до н.э. Именно тогда древнекитайский философ Конфуций систематизировал правила поведения, которые считались приличными в его время. Не быть многословным, беседу вести спокойным тоном, внимательно слушать собеседника, быть преданным своему государству.
Родиной делового этикета в Европе считается Древняя Греция. На фоне своих коллег из других стран древнегреческие послы отличались кристальной честностью, деликатностью, сдержанностью и неподкупностью. А история светского этикета ведёт свой отсчет со второго десятилетия нашей эры, когда Римская империя находилась на пике своего развития. Именно тогда римская знать стала задумываться не только о необходимости соблюдения личной гигиены: умывании, удалении лишней растительности на лице, чистке зубов… Но и о совершенствовании внутреннего мира. Появились правила общения с женщинами и даже робкие высказывания о необходимости укрощать свою жестокость и гуманно относиться к врагам.
Новый важный виток в развитии этикета происходит уже в Средние века с выходом в XIII веке в Англии «Книги культурного человека». Основные напутствия книги касались поведения людей в аристократических кругах. Не рекомендовалось пристально смотреть на женщин, долго разглядывать одежду других людей, и, наконец, строго-настрого запрещалось прилюдно очищать свой нос, рот и уши от чего бы то ни было. Следовать правилам этикета в те времена должны были только аристократы, жизнь простолюдинов регулировалась лишь церковными догмами.
Следующую лепту в становление этикета внесли рыцари. В свободное от войн время они участвовали в светской жизни, которая контролировалась «рыцарским кодексом». Он базировался на храбрости рыцаря в битвах и на турнирах, честности с окружающими, самоотречении в общении с дамой сердца и преданности своему сеньору. Ах да, внешность рыцаря должна была быть не менее привлекательна, чем его моральные принципы.
Никола де Ларжильер «Портрет Людовика XIV и его наследников» (1710)
Русский этикет на рубеже XIX и XX веков
После того как внешние манеры были отшлифованы, кафтаны спрятаны в глубокие сундуки, а парики прочно уселись на боярских головах, можно было задуматься и о хороших манерах. О том, как полагается вести себя воспитанному человеку, рассказывали многочисленные журналы и книги по этикету. Самыми популярными были «Нравственная энциклопедия» и «Светский человек, или руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом».
В целом, напутствия всех изданий перекликались между собой и сводились к следующему:
- быть тактичным, то есть внимательным к другим и готовым пожертвовать личными удобствами ради ближнего;
- проявлять деликатность даже с прислугой и подчинёнными;
- искоренить в себе болтливость и излишнюю многословность;
- не быть навязчивым;
- не хвастать своими успехами, об истинных заслугах молва и так разносится быстро;
- навещать знакомых, проявляя таким образом к ним уважение и интерес, и приглашать визитёров к себе. В светском обществе такие визиты были обязательны, это проявление такта и хорошего тона;
- не указывать дамам на их недостатки, а только восхвалять достоинства;
- сочувствовать людям, относиться с пониманием, будто «сам оказался на их месте»;
- постоянно образовываться: знание нескольких языков было нормой для благородного человека.
И. Е. Репин «Юбилейный обед» (1893)
Всё по-новому: эпоха Петра Великого
Дорогу мировому этикету в России стал прокладывать Петр I. Путь этот был тернист и труден: подавляющее большинство русских бояр не понимали и не хотели принимать какие-либо новшества. Но хотели они того или нет, а в эпоху Петра Великого светский этикет ворвался в их размеренную жизнь.
Сначала изменения коснулись внешнего вида. Как известно, боярам повелевалось брить бороды, носить короткий кафтан и парики. Женщины должны были появляться в обществе в платьях на европейский манер: с открытыми руками, плечами и зоной декольте. Затем у мужчин принялись оттачивать умение быть деликатным и обходительным. Теперь на пирах кавалеры должны были проявлять участие по отношению к дамам: провожать их к столу и помогать сесть.
С 1718 года в культурной жизни русского дворянства появилось новое понятие — «ассамблеи». По сути это были такие же званые обеды, только перед посещением ассамблей обязательно предписывалось мыться и надевать чистую одежду, а на самих празднествах веселиться, танцевать и играть в игры.
Не забыл Петр I и о подрастающем поколении — будущем любого государства. Для молодых дворян был разработан сборник «Юности честное зерцало», в котором давались следующие советы: в обществе опрятно выглядеть, заниматься обучением, ухаживать за ногтями, не плеваться прилюдно, не указывать на что-либо перстом, громко не кашлять и не чихать, а при необходимости удаляться в уединённое место.
С. Хлебовский «Ассамблея при Петре І» (1858)
А что же в Древней Руси?
Всё, что знали о правилах поведения в Древней Руси, было результатом коллективного опыта и представлений об окружающем мире. Можно сказать, что древнерусский этикет — это пазл, который складывался из исконно русских традиций, языческих, а позже и христианских верований. Несколько деталей в нём позаимствованы из передового государства ХI века — Византии.
До появления письменности на Руси народная мудрость выливалась в многочисленные пословицы и поговорки на тему нравственности, которые известны и по сей день.
— Береги платье снову, а честь смолоду. — Скромность каждому к лицу. — Кто правдой живёт, тот добра наживёт. — Кто любит труд, того люди чтут. — Не дал слово — крепись, а давши — держись. — Нет большего позора, чем не выполнить уговора. — Красна птица перьями, а человек — умом.
Ещё один источник знаний о хороших манерах того времени — народные сказки. Помните «Репку» или «Курочку-рябу»? Ещё бы! Сейчас это классика, которую мы знаем практически наизусть с самого детства, но редко задумываемся о смысле этих сказок.
А вот для наших предков было совершенно очевидно, что «Репка» показывает ценность семьи и близких людей, что «один человек не сдюжит в трудностях». Семейная поддержка крайне важна. Русский человек с пелёнок слышал подобные сказки, поучительные выражения и, можно сказать, с молоком матери впитывал «азы нравственности».
В. Г. Шварц «Угощение боярина» (1865)
Мода периода Возрождения
Возрождение — период совершенствования кроя. Одежда не скрывала фигуру, даже усиливала ее достоинства.
Мода в период Возрождения менялась быстро. В конце 15 века стали популярны декольтированные наряды из мягких тканей с широкими рукавами. Мужчины стали носить шляпы с перьями. В 1580-е модными стали ребато — стоячие каркасные воротники.
С начала 16 века в моду вошли испанские каркасные костюмы для мужчин и женщин, совершенно неудобные. Мужчины вынуждены были носить гофрированные воротники фрезы, похожие на большое колесо на шее, и штаны с шарообразными штанинами, а женщины мучились в жестком корсете, перевязывали грудь бинтами, чтобы скрыть женственность.
Италия
Конец 15 века в Италии — время аккуратно скроенной одежды с крупными элементами. Женщины носили платья с подчеркнутой талией, пышной юбкой и рукавами. В Венеции в моде был бархат. Итальянские женщины сбривали часть волос для визуального увеличения лба, носили красивые головные уборы и платья с глубоким декольте.
В середине 16 века Италия поддалась испанскому стилю, кроме Венеции. Там женщины ходили на высокой обуви, чтобы стать выше до 30 см, носили кальсоны, чтобы юбка выглядела пышнее, и шляпы без донца, чтобы волосы светлели под солнцем.
Франция
В 1520-е мужская одежда стала декольтированной. У камзолов объемные рукава с разрезами. Штаны короткие с гульфиком, нижнюю часть ног закрывали чулки. В 1580-е женщины носили широкие каркасные юбки вертюгали, мужчины — камзолы пансероны, воротники фрезы и короткие штанишки кюлоты.
1660-е — начало роскошной и пышной моды Людовика XIV. Это время кружев, перьев, обуви с бантами, рингравов — широких кружевных брюк, воротников жабо.
Испания
В 1470-е вошли в моду каркасные юбки — предшественники французских вертюгалей.
В 1540-е декольтированная мужская одежда ушла в прошлое. Мужчины надели глухие костюмы с высоким воротом и подкладками в плечах.
1660-е — появились женские гардинфанты — вытянутые по бокам каркасные юбки.
Германия
Жители Германии в XV-XVI веках переняли испанскую и итальянскую моду. Наиболее интересными в то время были пестрые и яркие костюмы швейцарских солдат ландскнехтов. Они изобиловали разрезами, подвязками, буфами, лентами.
Англия
В 1470-е популярны клювообразные шляпы. В такой обычно изображают Робин Гуда. В 1580-е необычайно модными стали накрахмаленные воротники.
Первая половина XVII века — время пуританства. Одежда отражала чопорность и религиозные взгляды англичан.
Страны Восходящего Солнца
В восточных странах не было понятия этикета, но были вековые традиции. Они охватывали все сферы жизни и соблюдались на протяжении длительного времени. Правила настолько строги и тяжелы в следовании, что многие европейские люди не в состоянии их понять и применить.
В Китае во времена Конфуция были разработаны правила «ли». Всего было 46 разделов. Описывали они полный распорядок дня, поведение в различных ситуациях и даже требуемое выражение эмоций. До их написания китайцы жили свободно, что, по мнению философа, неправильно. Человек должен подчиняться правилам для улучшения его нравственного облика.
Свод норм описывает, каковы должны быть жесты и походка. Согласно Конфуцию, король должен идти небольшими шагами, скользя по земле.
Японский кодекс самураев Бусидо был написан в 13 веке. Хотя он и был написан для воинов, следование ему во времена создания и в дальнейшем стало признаком высокой морали. На этикет Японии повлиял не только общественный строй, но и религия страны. Издавна было принято проявлять почтение к старшим и представителям власти, стремление к тактичности в общении и искоренению панибратства.
Этикет в Древнем Египте
Египетская цивилизация была пронизана правилами поведения. Здесь считали, что манеры могут сделать из любого человека короля и потому неукоснительно им следовали. Определенные нормы были во время трапезы, в одежде, в уходе за собой, во всех церемониях и при переписке. Известно, что египтяне имели строгие представления об этикете за столом и придавали большое значение внешнему виду.
На застольях принято было встречать гостей у входа. Обычно это делал сам хозяин, но иногда и его слуги. Гости должны были хорошо выглядеть и поприветствовать хозяина. За трапезой каждому отводилось определенное место: знатные люди рассаживались на богато убранные стулья с высокими спинками, а остальным доставались табуреты. Было принято использовать нож для разделки мяса, но остальную еду ели руками. После приема жирной пищи, гостям давали чаши для омовения рук.
Какое оборудование используется в «Акватории ЗИЛ» для измерения высоты (времени) полета прыжков?
Вопрос 2 Дорожка 3 Спортивная Москва
Прыжки на батуте — это грация, высота, скорость и точность, без которых невозможно добиться хорошего результата! Спортсмены оттачивают мастерство постоянно, а чтобы результат был блестящим, нужны отличные условия для тренировок. Сейчас сборная команда Москвы по прыжкам на батуте тренируется в уникальном спортивном комплексе «Акватория ЗИЛ», который открылся летом 2020 года.
Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:
- Секундомер: тренер использует секундомер и контролирует процесс прыжка
- Линейка: тренер определяет высоту прыжка по проекции силуэта батутиста на специальную шкалу, нанесенную на стену напротив батута
- HDTMD: аппарат, который замеряет высоту прыжка по касаниям, ориентируясь на разницу давления во время прыжка и вне его
- Высотомер: лазерное устройство – лидар, которое определяет время прыжка по траектории полета
Кулответ поискал информацию в интернете:
По мнению Кулответа правильный вариант: HDTMD: аппарат, который замеряет высоту прыжка по касаниям, ориентируясь на разницу давления во время прыжка и вне его
Украшения наших предков
Сейчас возрождается интерес к древнерусским украшениям. К сожалению, по-настоящему антикварные украшения возрастом более века погибли в пламени революции, а уцелевшие экземпляры находятся в музеях и частных коллекциях (преимущественно за рубежом).
Так что традиционные украшения славян приходится воссоздавать по архивным записям, рисункам и экземплярам, сохранившимся в музеях. Все, что продается сейчас в магазинах – это новоделы, созданные по мотивам украшений наших предков. Порой – достаточно удачные, чтобы иметь право на жизнь.
Итак, давайте посмотрим на украшения, которые носили на Руси испокон веков, и постараемся примерить их к современным образам.
Украшения для головы
Самым известным украшением для головы в стиле а-ля рюсс традиционно считаются кокошники. Однако кокошник – это исключительно праздничный головной убор, причем преимущественно свадебный (с жемчугом, стеклярусом и так далее).
Вряд ли современная девушка наденет кокошник вне костюмированного бала, но другое древнерусское украшение для головы можно с невероятным успехом носить и сейчас. Это очелье или венец, то есть, лента, проходящая вдоль чела (лба). Обычно очелье украшали вышивкой и бисером, куда реже – жемчугом и драгоценными камнями.
Видите связь с очень популярными ныне хайратниками или афинками? Это практически идентичные украшения, разнятся только материалы.
Стальная заколка с жемчугом в каталоге SUNLIGHT
Подвески вместо сережек
Среди русских женщин не было обычая прокалывать уши, так что до сравнительно недавнего времени серег они не носили. Такого обычая не было даже при российском императорском дворе! Серьги заменяли украшения, которые закреплялись на головных уборах – рясны и котлы.
Рясны – это длинные подвески, а котлы – круглые (их еще называют височными кольцами). Их делали преимущественно из металла и обильно декорировали в меру финансовых возможностей.
Так что если вы хотите создать лук в славянском этностиле, можно дополнить хайратник височными кольцами, и быть оригинальной и неотразимой.
Ожерелья и другие шейные украшения
Наши предки свято верили в то, что душа покидает тело через рот. Чтобы этому воспрепятствовать, на шею вешали множество украшений, игравших и роль оберегов.
Украшения изобиловали всевозможными металлическими элементами (в том числе и бубенчиками), которые звенели при малейшем движении. Считалось, что к такой звенящей красавице не приблизится ни один зловредный дух. А если в украшении присутствует Лунница (серп луны рожками вниз со всевозможными сакральными знаками), женщина точно под надежной охраной.
Ожерельями тогда назывались многослойные бусы из стекляруса и искусственного жемчуга, которые носили преимущественно поверх одежды представительницы всех сословий. А вот гривны (обручи вокруг шеи из драгоценных металлов) служили особыми знаками высокого статуса.
Сложные многослойные бусы – это идеальное решение для украшения в стиле этно-бохо. В особом почете красный цвет – его наши предки считали обережным.
Шейное украшение с алпанитом, кристаллами, жемчугом, флюоритами и говлитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Еще одно популярное украшение наших праматерей – монисто, то есть нагрудник из монет, иногда в сочетании с другими металлическими элементами и бусами. Монисто актуальны и поныне, правда, в не столь массивном, как у наших предков, варианте.
Монисто когда-то носили представительницы многих народов мира. Некоторые состоятельные дамы того времени таскали на себе целые состояния весом в 3-4 килограмма монет из меди, серебра, а иногда – и золота!
Славянские предки современных браслетов
Зарукавья, обручи, наручи – это все названия славянских предков современных браслетов из металла. Они играли, прежде всего, утилитарную роль: закрепляли длинные широкие рукава для удобства в работе. Но и без обережных знаков эти украшения не обходились.
Широкие браслеты-обручи (замкнутые и нет) со старославянской символикой актуальны и сегодня. Причем носить их можно и поверх рукавов, как делали наши далекие предки.
Основы современного этикета
Франция, XVII век, Людовик XIV. Для истории этикета эта личность знаменательна несколькими вещами. Во-первых, Людовик XIV считался законодателем европейской моды и вкусов, весь цивилизованный свет равнялся на французский двор. Во-вторых, Людовик XIV первым стал проводить дворцовые церемониалы по тщательно разработанному сценарию.
Однако «дворцовые правила поведения» многих тяготили, потому что вынуждали носить постоянные маски угодливости своему королю. Они настолько лишали человека индивидуальности, что многие вельможи старались держаться подальше от королевского престола. Со временем за норму был принят английский этикет, который базировался на скромности, умеренности и честности. Именно он лежит в основе мирового этикета сегодня.
Особенности русского этикета в XVIII-XIX веках
Воспитанный человек не говорит о серьёзных вещах в салоне. В светских салонах было не принято обсуждать политику, государственную службу и здоровье. Это считалось неприличным. Здесь люди отдыхали, танцевали, говорили об искусстве и наслаждались лёгкой, приятной атмосферой.
Воспитанный человек контролирует свои эмоции. Он не позволит себе прилюдно кричать, злиться или плакать. Умение держать себя — отличительная черта дворянина.
Воспитанный человек договорится о vis-a-vis. Как ни странно, но первоочередной задачей кавалера на танцах был вовсе не поиск дамы. Сначала требовалось выбрать своего vis-a-vis — другого мужчину, который во время танцев будет со своей парой держаться напротив вас. Только после этого можно было приглашать на танец даму.
Воспитанная дама приветствует мужчин поцелуем. Многих удивляет такой обычай, однако он существовал довольно длительное время. После того, как кавалер целовал даме руку в знак приветствия, она обязана была поцеловать его в щёку или лоб.
Воспитанный человек не ходит на приём жены. Если женщина устраивала светскую встречу, то для её супруга было дурным тоном на нём появиться. В то время как другим мужчинам вход, естественно, не возбранялся. Дело в том, что выставлять напоказ романтические чувства и супружескую привязанность считалось неприличным.
Ф. Солнцев «Гостиная в доме Олениных в Приютине» (1834)
Эпоха Ренессанса
Говоря об этикете эпохи Ренессанса, многие вспоминают придворный этикет Франции или строгость Англии, но первой заложила его основы Италия. Именно там начинается эпоха Возрождения. Люди начинают интересоваться красотой, искусством, литературой, что сказывается на общих правилах поведения.
Этика того времени возвеличивала человека. И придворные традиции демонстрировали это в полной мере. Например, во Франции во время трапезы короля, сидеть мог только он один. А герцог бургундский регулярно принимал прошения от подданных, но только из уст своих чиновников, стоявших на коленях. Каждый день придворных особ и все события шли по заранее определенному сценарию, в котором каждый выполнял свои роли даже в жестах.
Во начале Ренессанса следовать этикету должны были только представители высших сословий. Бедняки были «освобождены» от этого обязательства своим низким статусом. Их взаимоотношения были построены на религиозных законах.
Вынужденные постоянно терпеть многочасовые ритуалы, обожествлять короля и задумываться о статусе собеседника, придворные теряли собственный характер. Неудивительно, что со временем большую популярность набирают нормы английского поведения. Они проповедовали скромность, благочестивость, руководствуясь при этом здравым смыслом. Воспитанный мужчина того времени не позволял себе громкого смеха и долгих рассказов о себе. Он с уважением относился ко всем людям, включая слуг, держал в чистоте свой наряд и проявлял учтивость к женщинам.
Одежда и предметы ювелирных украшений России 19 века.
В 19 веке женщина намного превзошла мужчину в мире яркой моды. Если до 19 века мужчина был эдакий павлин на предмет нарядности одежды и аксессуаров, то в начале следующего века лидирующее положение заняла женщина. В конце 18 века одежда дворянства стала освобождаться от чрезмерной сложности и приобрела более строгий вид. Изменился наряд женщин: исчезли пышные элементы, вычурный силуэт платьев, прически стали менее экстравагантными. Зато женщины дали волю фантазии в направлении вариантов одежды.
Появилось большое количество форм одежды с учетом сезона, назначения и даже времени суток. Теперь можно было видеть в гардеробе женщин туалеты для прогулок и визитов, для театров для балов, «деревенская » одежда и «городская». Для всех этих нарядов были и определенные украшения, которые делились на парадные, обычные и повседневные.
Парадные украшения включали много камней, парюр для волос, гребни, ожерелья, серьги, браслеты, колье, диадемы, пряжки, кольца и т.д. Для небольших визитов и приемов на дому набор украшений был попроще. Обычно женщины надевали кольца, броши, браслеты, цепочки т.е. обычные вещи и в меньшем количестве. Например, к повседневным украшениям относились:брошки с флорентийской мозаикой, серьги с полудрагоценными камнями и другие повседневные недорогие изделия.
Для мужчин считалось дурным тоном ярко одеваться и украшаться. Свое материальное благополучие они выражали через женщину, которая стала как бы рекламой благосостояния и положения своего мужа в обществе. В 19 веке мода на разные стили быстро менялась, но русские женщины быстро реагировали на вызовы классицизма, сентиментализма, романтизма и других стилей.
Как менялось ювелирное искусство в России
К концу века мода на драгоценности почти упала. Женские туалеты стали крайне демократичными и упрощенными. В моду вошли, например, блузки и юбки с широкими кушаками. Понятно, что такие наряды совсем не сочетались с дорогими украшениями. Перечень драгоценных предметов заметно стал короче, они практически исчезли из повседневной жизни, появлялись лишь во время балов и праздничных церемоний.
Ювелирное искусство в России в начале 19 века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало.
При всех своих минусах в ювелирном деле, появились и свои плюсы. Это поиски новых художественных направлений, расширение ассортимента, увеличение числа продукции, усовершенствование технических приемов обработки драгоценных материалов. Положительным моментом остается и тот факт, что традиционные приемы не забывались, продолжала существовать техника эмали, которую использовали при изготовлении браслетов, лорнетах, брошах, табакерках, по прежнему развивалась техника филиграни.
В это же время началось вытеснение иностранных мастеров, т.к. они не оказывали большого воздействия на русское ювелирное искусство, но не стоит забывать и о том, что иностранцы знакомили русских мастеров с европейским ювелирным искусством.
Массовое производство ювелирных изделий в России.
Спрос на украшения и различные предметы художественного производства вполне удовлетворялся изделиями, которые выпускали русские предприятия. Довольно значительным был вывоз российских ювелирных украшений за рубеж. 19 век стоит отметить как начало расцвета международной торговли и не только в ювелирном производстве.
Что касается минусов массового производства, так это то, что произошло снижение художественного уровня изделий и упадок творчества мастера, особенно это коснулось провинций, мастерам которых трудно было конкурировать с продукцией столичных фирм. Резкое снижение качества художественной промышленности вызвало беспокойство у многих деятелей искусства, в частности и у ювелиров.
Выходом из создавшейся ситуации стало взаимодействие искусства и промышленности. Это оказалось по силам крупным ювелирным объединениям, которые стали создаваться в Москве и Петербурге. Фирмы Овчинникова, Фаберже, Морозова, Сазикова, Хлебникова Грачева имели свои филиалы и в других городах.
В них были объединены мастера высокого класса, работавших как в общеевропейских стилях, так и в чисто русском. Русские изделия часто выставлялись на международных выставках, в том числе и на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, где получили высокую оценку и признание.
- Подробности
- Категория: Экология культуры
- Опубликовано 22.11.2013 18:09
- Просмотров: 25161
Какая вещь русского царя упоминалась в описи 1611 года, которая подлежала продаже, чтобы уплатить жалованье польским ротам?
Ответы Поле чудес 15.10.2021. Вот задание на третий тур. Какая вещь русского царя упоминалась в описи 1611 года, которая подлежала продаже, sprintotvet.ru, чтобы уплатить жалованье польским ротам? (Слово из 9 букв)
Первой отгаданной буквой оказалась последняя в слове буква «А». После отгаданной пятой буквы «Е» участнице игры выпал сектор «Приз», который Леонид Якубович отдал без торга. Призом оказался туристический тур на двоих. Затем выступил творческий коллектив, sprintotvet.ru. Затем очередному игроку выпал сектор «Приз», от которого игрок предпочел отказаться. Затем была отгадана предпоследняя буква «А», а затем четвертая буква «В». Потом выпал сектор «Ключ», но игроку не удалось открыть дверь автомобиля. Далее выпал сектор «Плюс» и была открыта первая буква «У» и сразу же выпал снова сектор «Плюс». Слово было разгадано – это уховёртка.
Ответ: Уховертка (9 букв).