Жизненный путь человека: закономерности и проблемы

Условия развития личности

Условия — это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия развития личности — внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание.

Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации). Этапы и закономерности условий развития личности по каждому направлению экспериментально исследуются в соответствующих науках: биологических, психологических и социальных. В учебно-воспитательном процессе все три направления слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано влиянием среды, возможностями ребенка и целенаправленной деятельностью взрослых.

В педагогике (как науке о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколению) используются данные биологического развития для научной организации труда учителей и учащихся; разрабатываются теоретические модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся — присвоения ими опыта поведения в обществе, культурных ценностей и нравственных норм.

Биологическое развитие организма, частично влияющее на условия развития личности, учащегося принято называть специальным термином «созревание», в ходе которого преобразуются анатомические структуры и физиологические процессы (нервная, эндокринная, дыхательная, пищеварительная и другие системы). Согласно современным исследованиям биологическое созревание организма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиологические процессы в головном мозге (связанные с мышлением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь.

Биологические системы организма развиваются неравномерно, что влияет на условия развития личности человека; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Биологическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фактора: состояние центральной нервной системы (ЦЫС) и наследственность.

Не наследуются генетически социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность, абстрактно-символьные теоретические знания, умения, навыки, и др. Они формируются прижизненно в процессе образования в семье и школе, трудовом коллективе, неформальных объединениях. Для их описания используют понятие социального наследования, которое не имеет никакого отношения к биологической наследственности и означает прижизненное освоение духовных ценностей и норм поведения. Условия развития личности зависят от многих факторов, которые выявляются в процессе самой жизни человека.

Рекомендации специалистов

Абсолютно каждый психолог скажет своему пациенту: «Путь вашей жизни – это только ваше решение». И будет прав. Лишь человек имеет право ею распоряжаться. Но всё же есть немало дельных рекомендаций, которые способны помочь разобраться со своими стремлениями и желаниями.

Если человек действительно не знает, чего он хочет, то ему необходимо расширить сферу знаний и круг интересов. Как? Надо начать пробовать что-то новое, ранее не изведанное. Нередко путь жизни человека лежит за пределами его восприятия

И когда он охватывает своим вниманием те области, которые ранее были закрыты от него, он будто начинает видеть своё существование с другого ракурса. Возникает бесценное чувство долгожданной определённости – человек, наконец, находит то, что давно искал

Также психологи рекомендуют не ограничивать себя. Некоторые могут считать, что эффективная работа возможна лишь в одном направлении. Безусловно, имеются такие цели, которые требуют «полного погружения». Но не нужно тратить всего себя на её осуществление. Рекомендуется комбинировать такую цель с другими, занимающими меньше сил и времени. Как правило, они прекрасно комбинируются и гармонируют.

Типичные ошибки на жизненном пути человека

Как ведут себя дети, которые споткнулись о камень? Один сделает выводы, а в дальнейшем будет обходить препятствие. Другой будет спотыкаться каждый раз об один и тот же булыжник. Взрослые поступают так же на своем жизненном пути. Если в жизни человек постоянно попадает в одну и ту же ситуацию, но не анализирует причины, то он по-прежнему живет, ничего не изменяя. Он не способен или просто не желает мыслить логически, не хочет понять, почему это случается таким образом.

Общение с ненадежными людьми. Маленькие дети готовы и хотят доверять миру и людям, которые их окружают. Начало жизни связано с оптимизмом. Мы открыты, искренни и стремимся к общению. Но через какое-то время нас постигает разочарование. Не все, кого мы встречаем в жизни, ведут себя так же по отношению к нам. Далеко не всем можно доверять. И в этом нет ничего странного так же, как и в нашем доверии миру.

Нужно понимать, что любая ошибка дает нам бесценный опыт. Мы начинаем с большей тщательностью выбирать людей для общения, столкнувшись хотя бы раз с тем, кто нас предал. Это позволяет анализировать других и принимать решение, кому и что мы можем доверить. Это, в свою очередь, подразумевает осознанность, присущую взрослому человеку. Нет смысла упрекать себя за то, что верил кому-то, хотя это было совершенно напрасно

Для вас важно увидеть разницу, чтобы в вашем окружении были только правильные люди

Финансовая неграмотность. Практически никого из нас не научили в семье правильному отношению к финансам. В результате, начиная жить самостоятельно, мы сталкиваемся с крайне неприятными ситуациями. Если студент, который располагает только стипендией, покупает нечто дорогое, не учитывая бюджет, он или накопит долги, или начнет просить помощи у родителей, или окажется в режиме жесткой экономии. Может быть и более опасный просчет: вложение в свой бизнес не окупилось, вместо прибыли – банкротство, долги, кредиты… И никто не подскажет, как все исправить.

И только тогда человек вдруг понимает, что не смог распорядиться своими деньгами правильно, из-за чего допустил просчет

И тут приходит осознание важности финансовой грамотности: этот навык является базовым, потому что помогает распределить средства грамотно

Трудоголизм. На самом деле много времени отдавать профессиональной деятельности – то же самое, что не трудиться совсем. У многих с детства заложена мысль, что заработать можно только единственным способом. Трудиться днем, ночью, без выходных, отпуска и успокаивать себя тем, что отдохнуть можно и на пенсии, что карьера никуда не движется. Но это попытки оправдания, основанные на заблуждении.

Личности,  настроенные только на работу, довольно быстро выгорают. И только после этого приходит понимание, что нужно строго разграничивать время, отведенное на нее, и не делать ее основной частью жизни. К тому же, оказывается, карьера становится успешной не в результате потраченных на нее часов, а в эффективности их использования. Когда человек осознает эти истины, он быстро понимает, как уравновесить работу, отдых и личную жизнь.

Неправильный карьерный путь. Далеко не все способны остановиться, если в начале карьеры что-то пошло не так. Некоторые подходят к работе с невероятным энтузиазмом. Но вскоре стремление пропадает. Они все оставляают, потому что поняли, что эта профессия была ошибкой, несмотря на долгие годы обучения ей. И это правильный и честный по отношению к себе поступок. В основном все продолжают заниматься тем, что не нравится, просто потому, что им кажется, что стабильность важнее интересов и желаний.

Не нужно бояться пробовать и не нужно считать время, потраченное на освоение новой специальности, потерянным.

Эгоизм и эгоистичные решения. Эгоизм – свойство молодых. Сочувствию учатся долго, для него требуется практика. Поэтому эгоистичные решения – это нормально, даже если потом, через годы, за них будет стыдно. Кто-то выбирает карьеру вместо семьи, кто-то предает и делает это крайне некрасиво. Но спустя время каждый начинает переоценивать свое поведение и учиться вниманию к чувствам других.

Мышление и мировоззрение человека, привычки и поступки формируют жизненный сценарий. Среди нас есть как пессимисты, так и оптимисты, как жертвы, так и лидеры. Если у человека есть комплексы, травмы и (или) неврозы, это может помешать ему идти счастливым путем по своей жизни. Неспособность справиться с проблемой – повод обратиться к специалисту.

Редакция сайта

Этапы жизненного пути

По классификации Шарлотты Бюлер этапы выделяются с учетом развития основных сфер личности: социальной, психологической, трудовой, семейной, профессиональной. 

Всего существует пять этапов жизненного пути каждого человека:

  1. От рождения до 16-20 лет. На этом этапе еще нет сценария, потому что у человека не произошли какие-то знаковые события. Он еще не работает, у него нет своей семьи.
  2. От 16-20 до 30 лет. Этот период характеризуется активными действиями в любовной, семейной и трудовой сфере. Оформляются цели и планы, появляются конкретные мечты. Происходит поиск себя. Человек решителен и вместе с тем неуверен в себе.
  3. От 30 до 50 лет. Можно назвать зрелостью. На этом этапе уже выбрана профессия, создана семья, найдена цель и смысл жизни, происходит формирование личностной самооценки.
  4. От 50 до 70 лет. Постепенное угасание всех сфер жизни. Вместо работы – пенсия. Дети чаще всего выросли и живут самостоятельно. Время подводить итоги, анализировать свои достижения. Тогда же человек начинает искать, какой социальной активностью ему заняться на этом этапе. Ему свойственно ностальгировать.
  5. От 70 лет. Больше времени уделяется отдыху. Новые планы практически не строятся, наоборот, чаще анализируется прошлое. Удовлетворение наступает, если реальность соответствует целям, поставленным в молодости. Если же нет, то человек обычно крайне разочарован.

Классификация Бюлер не совпадает с теми, которые предложены другими специалистами или связаны с возрастным развитием личности. Эрик Эриксон, например, отмечает 8 этапов, которые характеризуются определенным кризисом в жизни человека.

Классификация Эриксона выглядит следующим образом:

Конфликт доверия-недоверия. С 0 до 1,5 лет. Этап, когда ребенок вырабатывает доверие миру и родителям. Если отец и мать достаточно теплы, заботливы и ласковы, то отношение будет доверчивым

В противном случае он не будет доверять окружающим.

Конфликт самостоятельности и стыда.  С 1,5 до 3-4 лет. Ощущение себя самостоятельным и активным делает ребенка удовлетворенным
Однако при частых наказаниях, в том числе словесных, малыш начинает испытывать хроническое чувство стыда, сомневается в своих силах, не желает быть самостоятельным.

Инициатива и чувство вины. От 3-4 до 6 лет. Любознательность помогает ребенка строить первые планы. На фоне этого он проявляет инициативу. Если родители блокируют любознательность ребенка, называя его навязчивым, то вместо инициативности появляется чувство вины.

Трудолюбие и комплекс неполноценности. С 6 до 11 лет. На этом этапе ребенку важно заслужить внимание и признание. Тогда же он делает попытки организации трудовой и учебной деятельности
Постоянная критика, сравнение не в лучшую сторону с другими детьми со стороны родителей приводит к чувству неполноценности у ребенка, а стремление к труду не проявляется.

Идентификация и неопределенность. С 12 до 18 лет. У подростка начинается поиск себя, своего образа и роли

Он пытается найти себя и понять, кто он, что ему нужно, куда он движется. Если он не может самоопределиться, что страдает, потому что не знает, каким он хочет быть, каким может быть, что хочет делать, а что может.

Социальное взаимодействие и изоляция. С 20 до 45 лет. Период поисков любимого человека, кого-то, о ком можно заботиться. Если близких отношений не было, то, скорее всего, личность остается одинокой.

Альтруизм и эгоизм. От 45 до 60 лет. Происходит понимание, насколько человеку интересна жизнь поколений, выясняется степень готовности заботиться о других и учитывать их интересы или, наоборот, беспокоиться только о собственном комфорте и жить в свое удовольствие.

Удовлетворенность жизнью и отчаяние. С 60 лет. Человек решает, напрасно он прожил свою жизнь или нет. Если ему кажется, что его путь был целостным и полным, он достаточно сделал для общества или себя, то ощущает спокойствие в ожидании своего конца. Но если такого чувства нет, то человек может испытывать отчаяние, страхи, включая страх смерти.

Для любой личности жизненный путь играет важную роль. Рассматривать его можно с разных точек зрения.

Ключевые понятия жизненного пути человека

Психолог Шарлотта Бюлер выдвинула теорию, в соответствии с которой жизнь составляют внутренние и внешние события. В связи с этим она и предложила понятие «жизненный путь личности». Человека мотивируют в первую очередь желание самореализации, поиск себя в творчестве.

Всего есть три линии, по которым проходит жизнь:

  1. ряд внешних событий, то есть объективная логика;
  2. переживания, которые связаны с этими событиями, то есть субъективная логика;
  3. результаты деятельности.

Необходимо различать такие понятия, как жизненный путь человека, время жизни, жизненный цикл. Некоторые ошибочно считают, что это одно и то же.

ТОП-5 файлов-инструкций, которые раскроют ваш потенциал и прокачают все сферы
жизни уже в этом месяце на полную

Ирина Чукреева

Практикующий звездный астролог. Автор лучшего в мире курса обучения астрологии с нуля до
Мегапрофессионала. Помогла более 3000 человек приобрести востребованную профессию.

Мы подготовили для вас топ-5 полезных материалов, с помощью которых вы прокачаете все сферы
своей жизни: финансы, реализация, отношения, семья, предназначение.

Обычно эти материалы мы открываем только для наших учеников, но сейчас Вы можете получить
их БЕСПЛАТНО.

Скачивайте и используйте уже сегодня:

3 причины, почему нужно знать свое Предназначение

Поймете почему в жизни происходят неудачи и узнаете, как легко можно найти свой Путь

Самые верные пары по знаку зодиака

Узнаете, кому можно верить в отношениях, а кому нет. Предупрежден, значит вооружен!

Как найти подход к своему ребенку?

Ключ к взаимодействию и реализации талантов у детей каждого знака зодиака

Сила рода в астрологии. Как взять из нее ресурс?

Как обрести бесконечный источник энергии из своего прошлого

О чем молчат миллионеры?

Как по натальной карте узнать, как Вам стать успешнее в Новом году

Скачать файлы бесплатно Уже скачали 11525

×

×

Вот как определяются эти понятия:

  1. Время жизни. Так называется жизнь человека как биологического организма. Это период от рождения до смерти. 
  2. Жизненный цикл. К ним относятся периоды развития, повторяющиеся с определенным интервалом. Существуют биологические (онтогенез), социальные (социализация, адаптация), биосоциальные (смена поколений, то есть по сутисмена социальных ролей вместе с этапами взросления) циклы, а также семейной, трудовой жизни.
  3. Жизненный путь. Определяет развитие отдельной личности, ее прогресс.

Похожесть жизненных путей разных людей проявляется в сенситивных, или критических, периодах. В это время у человека возникает повышенная уязвимость для социальных и биологических факторов.

Единственное, в чем похожи жизненные пути разных людей, это сенситивные (критические) периоды, в чем человек становится более уязвимым. Другое их название – возрастные, или нормативные, кризисы. Иными словами, это жизненные повороты, которые провоцируются серьезными социальными изменениями: поступлением в школу или вуз, уходом в армию, свадьбой и прочим. В такие моменты происходит психическая перестройка личности, имеющая значение для нее.

Как выбрать мужчину, человека в жизни

Нередко мы попадаем в такие ситуации, что нам сложно выбрать одного человека из двух. Вроде бы и один мужчина хорош, и другой. Оба стараются сделать тебе приятное. Давай посмотрим, как поступить в такой ситуации.

  • Возьми листок бумаги. Выпиши на нем важные для тебя качества, которыми должен обладать мужчина, какие перечисленные моменты стоят на первом месте. Таким образом ты разберешься, чего хочешь в целом от жизни и в частности от мужчины.
  • Составь список качеств мужчины, которые наиболее подходящие для создания гармоничных отношений. Здесь же напиши, какие черты ты не приемлешь в своем партнере.
  • Далее на отдельных листках напиши такие черты характера, которые принадлежат к мужчинам, из которых ты выбираешь спутника жизни. Оценивай максимально объективно, без эмоций. Будь беспристрастна. Опиши их моральные качества.
  • Распознай жизненные ценности и приоритеты молодых людей. Кто из них к чему стремится, уровень их честолюбия, способность к развитию и росту. Оцени взаимоотношения в их семьях между родителями. Часто отношения строятся по подобию семьи мужчины.
  • Сопоставь характеристику обоих мужчин с твоим списком. При совпадении ставь плюсы. В конце анализа подсчитай количество плюсов у одного и другого кавалера.

Посмотри, как мужчины относятся к тебе, что они делают для тебя. Насколько каждый из них ценит время, проведенное с тобой. На каком месте ты находишься у них. Не смотри на будущее, не думай, что кто-то из изменится. Это происходит крайне редко.

Ответь себе на вопрос, как изменится твоя жизнь с каждым из мужчин. Посмотри, чьи ценности ближе для тебя. Проще развивать гармоничные отношения с человеком, у которого совпадает с твоим мировоззрение.

Принятие решение – это непростое дело, в котором нужно полагаться только на себя, на свой опыт. Внимательно подойди к этому вопросу. Взвесь все за и против, отбросив эмоции, полагаясь только на здравый рассудок.

Поиск ответов – начало действия

Именно
с вопросов начинается поиск ответов, а
ответы, в свою очередь, способны задать
человеку нужное направление для
достижения его внутренних запросов к
этой жизни. И начало нового жизненного
пути следует начать именно с того, чтобы
задавать себе множество вопросов и
искать на них ответы.

Человеку
стоит понять в чем заключается его
недовольство прошлой жизнью. Очевидно,
что существуют некие негативные факторы,
которые влияют на жизнь человека и от
которых хотелось бы избавиться. Это
могут быть как жизненные обстоятельства,
так и негативные личностные качества
человека, с которыми он хотел бы
справиться, но не может в силу отсутствия
поддержки.

Процесс развития личности

Чтобы по-настоящему познать себя и быть собой, нужно сознательно выбрать процесс развития личности. Существует множество разнообразных видов и вариантов этого процесса: физическое, умственное, эмоциональное, духовное развитие личности человека. Форма этого не столь важна — гораздо важнее наше намерение развиваться. На самом деле не имеет значения идёт ли процесс формирования личности с помощью книг, консультаций, семинаров, аудиозаписей, религии, йоги, занятий со специалистом, техники медитации, духовности, лекций, молитвы, метафизики, видеоуроков или комбинации всего этого или чего-то ещё. Каждый из перечисленных методов замечателен и может послужить катализатором нашего самопознания, исцеления, изменения и в итоге — формирования и развития личности.

Мы слишком часто зацикливаемся на форме нашего развития, пытаемся найти правильный способ «расти». На самом же деле метод не так уж и важен

Важно наше стремление к процессу развития, которое будет постоянно изменяться на протяжении всей жизни, как будут меняться и технологии самосовершенствования, которые мы решим использовать. Для формирования и развития личности человека наиболее глубокими и значимыми являются следующие вопросы

Почему я хочу развиваться? На что важно обратить внимание, с чем разобраться, что излечить и изменить в себе и своей жизни? Как создать наилучшие условия, чтобы поддержать, усилить процесс развития личности и достичь в этом максимального эффекта?

Институты, регулирующие сферы жизни общества

Социальный (общественный) институт – это форма организации взаимоотношений людей, сформировавшаяся исторически или созданная целенаправленно. Классическим примером института является семья – форма отношений между близкими людьми, которая практически во всём мире устроена одинаково.

Каждая из сфер имеет свои социальные институты, призванные управлять протекающими в ней процессами и регулировать отношения внутри неё. Рассмотрим основные институты каждой из подсистем современного общества.

  1. Институты социальной сферы. Важнейшим институтом данной подсистемы является семья. Большинство людей растут и воспитываются в семьях, и их дальнейшая жизнь во многом зависит от того, как прошло воспитание. Существенную роль в жизни общества играют такие институты социальной сферы как образовательные заведения, медицинские учреждения и спортивные организации.
  2. Институты экономической сферы. Основными институтами данной подсистемы являются производственные и торговые предприятия, банки и биржи. Эти институты отвечают за производство и распределение материальных благ, а также за управление денежными средствами.
  3. Институты духовной сферы. В эту группу входят духовно-просветительские учреждения, различные творческие объединения, средства массовой информации, религиозные и другие организации.
  4. Институты политической сферы. Главным политическим институтом является государство. Ему подчинены институты президентства, парламентаризма, исполнительной власти, государственной службы и судопроизводства.

Вариант 1

Утверждение, что жизненный путь – это постоянный выбор, бесспорно. Люди каждый день вынуждены совершать выбор: с кем дружить, кого любить, как поступать. Эти вопросы заставляют задумываться и взвешивать все «за» и «против». Правильный выбор приводит человека к удовлетворению жизнью, к счастью. Это подтверждают многочисленные литературные примеры.

Герой романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов находится в постоянном жизненном поиске. Он размышляет над вопросами: что хорошо, а что плохо? Его волнует проблема любви и ненависти. Что является злом, а что добром в этой жизни? Относительны или абсолютны эти понятия? Общение Пьера с Анатолем Курагиным и ему подобными приводит его к сомнениям и отрицанию идеалов. Из духовного кризиса героя выводит знакомство с масонами. Он понимает, что высшая мудрость одна, она не подразумевает выбора. Нужно верить, совершенствоваться, а достичь этого помогает совесть. Во всех ситуациях выбора нужно руководствоваться только совестью. Определив для себя заниматься деятельным добром, Безухов продолжает прежнюю жизнь «с теми же увлечениями и распущенностью». Нравственные идеалы не совпадают с жизненной практикой. Масоны не разделяли идеи общего блага, к которой стремился Пьер. Он отходит от них. Пытаясь сделать выбор между страстями и добродетелью, герой решает, что не нужно отказываться от страстей. Их нужно просто направлять в благое русло. Когда началась Отечественная война 1812 года, он делает очередной выбор и приобщается к всенародной борьбе с Наполеоном. Весь жизненный путь Пьера состоит из череды выборов. Поиск истины для героя заканчивается в объединении, сопряжении всего существующего. Исходя из этого, в идеале не должно существовать добра и зла, любви и ненависти, они должны составлять единое целое. Сделав свой главный выбор, Пьер обретает счастье.

В ситуации постоянных сомнений находится и герой произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. В начале романа он терзается муками выбора между двумя женщинами Аксиньей и Натальей. Эта проблема постепенно увеличивается в размере, со временем герою приходится выбирать между страстью и семьей. Он делает выбор в пользу страсти. Григорий уходит из семьи к Аксинье. Он разрушает создававшиеся десятилетиями семейные традиции Мелеховых, которые рьяно охранял его отец. С крушением семейного уклада Мелеховых совпадает разрушение общечеловеческих традиций. В стране начинается гражданская война, которая сталкивает брата с братом, отца с сыном. Григорий воюет сначала на стороне белых, потом переходит к красным. Он с трудом силится понять, на чьей стороне правда. Этот выбор утомляет его. Герой мечтает о мирном крестьянском труде, а не о бессмысленном кровопролитии. В бесконечных метаниях проходит жизнь героя. Он обретает умиротворение, только вернувшись домой. Из родных у него остались только сестра и сын. Произведение заканчивается сценой возвращения Григория и его встречей с сыном. Он, наконец, нашел то, к чему стремился все эти годы. Его цель – это дом, родная земля и семья. Это его главный жизненный выбор.

Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь – это постоянный выбор. Он подразумевает работу над собой, муки сомнений, принятие решений. От того, что выберет человек, зависит его жизнь, судьба. Быть добрым или злым, счастливым или несчастным решает он сам. Многое находится в наших руках, потому важные решения должны быть взвешенными

Определяя цель жизни и двигаясь к ней, важно не ошибиться. Этому учат нас и произведения великих классиков русской литературы

3 кита жизненного пути

В структуре жизненного пути можно выделить три основных фактора:

1. Жизненная позиция

Совокупность ценностей и идеалов, которые человек практически применяет в сфере личных и профессиональных взаимодействий. Именно жизненная позиция является для человека ориентиром, согласно которому он определяет свое место в жизни.

Можно выделить две позиции, которые отражают отношение человека к окружающему его миру и людям:

  • активная – направлена на получение и поддержание контроля над происходящим вокруг и изменение окружающего мира;
  • пассивная – не предполагает инициативности, базируется на подчинении обстоятельствам.

Эрик Берн выделяет 4 основные позиции личности, которые отражают взаимосвязи с миром:

  • Я — хороший, ты — хороший. Здоровая позиция крепкой сформировавшейся личности, характеризуется оптимистичным и позитивным отношением к миру.
  • Я — хороший, ты — плохой. Проявляется в обвинении окружающих в своих неудачах.
  • Я — плохой, ты — хороший. Люди с такой позицией считают себя недостойными чего-либо, менее значимыми по сравнению с другими.
  • Я — плохой, ты — плохой. Позиция несформировавшейся личности, которая не умеет ценить ни себя, ни других.

2. Жизненная линия

Динамическая характеристика, показывающая, как жизненная позиция человека меняется под влиянием окружающих обстоятельств и с течением времени.

Советский и российский психолог и философ, доктор философских наук Ксения Александровна Абульханова выделяет 3 характерных черты жизненной линии:

  • Последовательность/непоследовательность. Характеризует поведение человека при изменении обстоятельств либо их стабильности, определяет последовательность его поступков и принципов и присущую ему линию поведения.
  • Расширение/сужение. Линия поведения, которая характеризует степень активности человека по отношению к окружающему миру и своим действиям в нем.
  • Повторяемость и масштаб. Обозначает соотношение в жизни индивида трудных моментов и критических ситуаций.

3. Смысл жизни

Смысл жизни – главная цель, которой стремится достичь личность. Если рассматривать понятие с психологической точки зрения, смысл жизни – это не только совершенные и планируемые достижения личности, но и тот путь, который личность проходит, стремясь к своим целям.

Концепции смысла жизни, существующие в философии:

  • аскетизм – бытие, основанное на вере в спасение души через отречение от мира и отказ от физического комфорта;
  • гедонизм – противоположность аскетизму, бытие ради удовольствий;
  • эвдемонизм – стремление к благородным целям, выходящим за рамки личной выгоды;
  • этика долга – смысл концепции в добровольном самопожертвовании;
  • прагматизм – выстраивание взглядов на жизнь с точки зрения полученной пользы;
  • утилитаризм – моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Психология рассматривает понятие смысла жизни по отношению к конкретной личности:

  • каждая личность должна самостоятельно прийти к осознанию смысла жизни;
  • общего, подходящего всем смысла жизни не существует;
  • смысл бытия заключен в самом процессе проживания жизни.

На формирование смысла бытия могут в той или иной степени повлиять следующие факторы:

  • социальное положение;
  • историческая ситуация;
  • образ жизни;
  • профессиональная сфера деятельности;
  • присущие личности духовные ценности и т.д.

Дело в степени чувства

И здесь вторгается еще одна проблема, касающаяся степени проявления чувства неполноценности. Если оно выражено не слишком сильно, то подталкивает человека к конструктивным поступкам и выстраиванию своей жизни. К примеру, когда ребенок мал, а взрослые – высокого роста, в стремлении быть, как они, он ставит стул, чтобы дотянуться до нужной вещи и никого при этом не просить, и это – шаг на пути к самостоятельности. Но комплекс неполноценности, уязвленное самолюбие, ощущение ущербности тормозит личностный рост, и тогда в мыслях, чувствах, поведении возникают искажения, обоснованные стремлением к гиперкомпенсации.

К чему мы идем

Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности». В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов. Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.

  • Объективные события, приходящие друг другу на смену.
  • То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
  • Результаты действий человека.

В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.

  • До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
  • До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
  • До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
  • До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
  • От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.

Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.

Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, — С. Л. Рубинштейн. По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни. Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Арома Авеню
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: