Родительское отношение к ребенку: определение и типы

Первый пример

Немногие задумываются над тем, что такое счастливая семья. Я думаю, что это группа людей, которых объединяют не только родственные связи, но и любовь, уважение, понимание, поддержка и взаимопомощь. Мне кажется, что число таких семей в мире увеличивается, что не может не радовать.

Проиллюстрировать своё мнение хочу примерами из жизни и литературы. Начну с моей семьи. У нас дома царит спокойствие и гармония. Чаще всего я вижу улыбки сестры и мамы, слышу смех. Меня это очень радует. Конечно же, наша жизнь, как и жизнь остальных людей, не лишена всевозможных проблем. Но если появляется какая-то неприятность, мы собираемся все вместе и начинаем ее решать. Мы поддерживаем друг друга и делимся советами. Вечерами мы играем в интересные игры, например, в крокодила. А в выходные и праздники ходим в развлекательные центры или кино.

Но не все семейства из моего окружения счастливые. Семья одной моей подруги значительно отличается от моей. Её родители считают, что самостоятельность — это главное, и решать свои проблемы нужно без посторонней помощи. У них нет понимания и взаимовыручки, каждый сам за себя. А бывает, что всё намного хуже.

Мне нравятся отношения между матерью и дочерью в повести Карамзина «Бедная Лиза». Они жили дружно и во всём помогали друг другу. Тема семьи встречается и в поэме «Слово о полку Игореве», и в комедии Фонвизина «Недоросль». Ещё один пример гармонии, взаимопонимания и согласия — жена и муж из романа Пушкина «Евгений Онегин».

В завершение хочется сказать, что стать счастливым семейством нелегко.

Психологические проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми

Для выздоровления детей с психосоматическими реакциями и болезнями необходимо выяснить, в чем причина проблем во взаимоотношениях родителей и детей, в чем причина их внутреннего конфликта. Многие родители поначалу не желают признавать, что у ребенка имеются серьезные психологические трудности. Они считают его маленьким, не понимающим взрослой жизни, а значит, и не имеющим собственных желаний и переживаний. Они ищут причину болезни во внешних обстоятельствах (например, плохая экология), порой обвиняют врачей в неграмотном лечении и не понимают, что на здоровье самое большое влияние оказывают семейные отношения и домашняя атмосфера. Свое же повышение артериального давления и сердечный приступ связывают с сильными эмоциями и стрессами.

Такое расхождение во взглядах на причины взрослых и детских болезней связано опять же с недооценкой личности ребенка и недостаточным вниманием к нему. Если у взрослых болит голова, то они требуют сочувствия и тишины

Но не обращают внимания на подобные жалобы ребенка и продолжают конфликтовать друг с другом, не беспокоясь о том, что ребенок слышит крик и все те нелицеприятные слова, которые они произносят. При этом родители могут любить ребенка и в определенной мере заботиться о нем. В таких ситуациях проблема заключается не в отсутствии родительской любви, а в неумении строить отношения с дочерью или сыном так, чтобы не травмировать их психику, а способствовать развитию личности, сохранению здоровья. Психосоматические болезни возникают чаще в результате многократно повторяющихся ситуаций, которые остаются родителями незамеченными и воспринимаются как нечто обыденное, т.е. нормальное

Важно понять, что если ребенок все время болеет, значит, в семье что-то не так и надо начать исправлять ошибки

Если у взрослых болит голова, то они требуют сочувствия и тишины. Но не обращают внимания на подобные жалобы ребенка и продолжают конфликтовать друг с другом, не беспокоясь о том, что ребенок слышит крик и все те нелицеприятные слова, которые они произносят. При этом родители могут любить ребенка и в определенной мере заботиться о нем. В таких ситуациях проблема заключается не в отсутствии родительской любви, а в неумении строить отношения с дочерью или сыном так, чтобы не травмировать их психику, а способствовать развитию личности, сохранению здоровья. Психосоматические болезни возникают чаще в результате многократно повторяющихся ситуаций, которые остаются родителями незамеченными и воспринимаются как нечто обыденное, т.е. нормальное

Важно понять, что если ребенок все время болеет, значит, в семье что-то не так и надо начать исправлять ошибки

Наиболее частыми причинами психосоматики у детей являются неправильно выстроенные семейные отношения родителей и детей: воспитание по принципу Золушки, кумира семьи или с гиперопека. Родители не используют при этом разнообразные методы воздействия на ребенка, а сосредоточены на небольшом числе однотипных. Например, при типе воспитания «Золушка» ребенок лишен любви и тепла

Особенности отношений ребенка и родителей в этом случае заключаются в том, что малышу уделяют внимание только в случаях контроля, критики, сравнения с другими детьми, обвинений. В таких семьях детей часто подвергают наказаниям, в том числе физическим

Они растут подавленными, с комплексом неполноценности. Такие дети наиболее подвержены психосоматическим болезням.

Если отношения в семье между детьми и родителями выстроены таким образом, что взрослые воспитывают в семье кумира, то многое ему позволяют, во всем видят проявления его гениальности. Ребенок растет избалованным, стремится всегда и везде быть лидером, но не способен дружить со сверстниками, нести ответственность за свои действия. Везде ему хочется выделиться и быть самым лучшим, как в семье, однако все оказывается иначе, и ребенок уязвлен, страдает от несоответствия желаемого и действительного.

Если психологическая проблема отношений родителей и детей лежит в гипоопеке, то ребенок не получает родительской заботы и предоставлен сам себе. Недостаток положительных эмоций, ласки и общения трансформируются в болезнь как средство привлечения внимания.

В психологии отношений родителей и детей выявление ошибок в выборе методов воспитания и использование разных психолого-педагогических приемов помогают исправить ситуацию. Для гармоничного развития ребенку необходимы поощрения, похвала и приемлемые виды критики, наказания, разумные запреты и ограничения, возможность проявить самостоятельность и выразить свое мнение, поддержка родителей. Чем больше приемов используют родители в воспитании своих детей в разных ситуациях, тем более адаптивному поведению они могут их научить.

Последствия конфликтов в семье для будущей взрослой жизни ребёнка

Фото Pixabay

  • Дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутриличностный конфликт и заниженную самооценку, при любых стрессовых ситуациях часто испытывают депрессию и неуверенность в себе, у них часто развиваются неврозы.
  • У ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие.
  • Во время переживания семейных конфликтов у ребенка формируется сценарий поведения в его собственной семье.То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты в ней будут также частым явлением.
  • У ребенка формируется негативная картина мира, и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем. Такой человек не будет верить никому, он будет очень тяжел в общении, полон пессимизма и цинизма.
  • Дети из семей, переживающих частые конфликты, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.

Классификация стилей воспитания в психологии

Система воспитательных приемов — это неосознанный набор методов. Осознание включает:

  • понимание целей воспитания;
  • выбор приемов;
  • постановку задач;
  • анализ методов, учет опыта.

Существует 5 основных типов воспитательного воздействия:

  1. Опека. Все потребности малыша обеспечивают родители, лишая его самого инициативы, возможности проявить заботу о себе. Результатом такого воспитания оказывается полная неприспособленность человека к жизни. Самостоятельность ребенка блокируется.
  2. Диктатура. Признаки диктата — принуждение, игнорирование интересов ребенка, физическое или моральное издевательство при попытке проявить сопротивление.
  3. Невмешательство или либерализм. Одна сторона вопроса — учет интересов взрослых и детей, с другой — холодность, неумение родителей учиться общению, эмоциональная отдаленность.
  4. Сотрудничество — самое конструктивное сообщество близких людей, где каждый вправе обратиться за помощью.
  5. Паритет — группа, в которой члены семьи действуют по плану, обеспечивающему получение желаемого всеми людьми.

В неполных и полных семьях воспитанием занимаются матери. Роль отца — финансовое обеспечение потребностей ячейки.

Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить

На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:

Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте

Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку

Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.

Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.

Типичные закономерности что бы разобраться вы «Ребенок» или «Родитель»:

Покорность против доминирования.

«Родитель» чувствует потребность контролировать партнера, а для «ребенка» важно ощущать, что над ним находится главенствующая фигура взрослого

Пассивность и зависимость против контроля.

Партнер в роли «ребенка» является пассивным и зависимым, другой партнер направляет его поведение и заботиться о нем.

«Родитель» активно подталкивает партнера к тому, что «следует» делать. Это часто делается насильственным и критическим образом, который воспринимается как навязчивый контроль.

Оппозиционное поведение против непримиримой «праведности». Партнер в роли «родителя» не приемлет других точек зрения, кроме собственной, и наказывает за неповиновение. Убежденный в своей правоте, он яростно контратакует в ответ на любую критику или несогласие.

Сталкиваясь с подобным отношением, партнер в роли «ребенка» склонен терять самообладание, ненавидеть себя или подолгу дуться, когда его поведение не одобряют.

В зрелых, «взрослых» отношениях партнеры открыты и готовы прислушаться к мнению друг друга, приветствуя конструктивную критику, которая помогает им расти как личностно, так и в отношениях.

Иррациональное поведение против нравоучений и чтения нотаций.

Партнером в роли «ребенка» управляют эмоции, которые идут вразрез с его интересами. А партнер в роли «родителя» может зайти слишком далеко, стараясь всегда оставаться «здравомыслящим» за счет подавления чувств. Такие люди бывают чрезмерно циничными, критически настроенными или воинствующими моралистами, что еще больше раздражает «ребенка», который чувствует, что его провоцируют на всплеск эмоций.

Партнеры должны стремиться найти баланс между рациональным разумом и чувствами. В идеале, «взрослые» люди переживают эмоции, но в своих действиях также руководствуются «моральным компасом» и целями.

Легкомыслие против жесткой целеустремленности.

Партнер в роли «ребенка» с трудом сосредотачивается, не имеет понятия, чего он хочет и как он может это получить. Такие люди плывут по жизни подобно «кораблю без руля и ветрил» и не могут нащупать собственный путь.

Партнер в роли «родителя» демонстрирует жесткий подход, достигая своих целей любой ценой, не испытывая ни радости, ни удовольствия, принося свои желания в жертву «надо» и «должен».

Скрытая власть против деспотизма.

Партнер в родительской роли бывает властным. Иногда он может даже проявлять насилие, злоупотребляя своей властью, прибегая к запугиванию и угрозам, подавляя других своей злостью или агрессией.

Партнер в роли «ребенка» может манипулировать ситуацией, играя роль жертвы. Этот человек стремится контролировать других посредством демонстрируемой слабости.

Как улучшить взаимоотношения

Процесс построения доверительных отношений не всегда простой. И начинать необходимо с себя

Важно уметь признавать свои ошибки, извиняться перед ребенком, преодолевать собственные негативные эмоциональные порывы, не вымещая их на детях

Важные шаги

Нельзя выплескивать собственные отрицательные эмоции на окружающих. Научитесь проговаривать то, что чувствуете, выясняя причину этих эмоций. Агрессия передается ребенку, он берет пример с неуравновешенного родителя.
Нельзя принуждать ребенка заниматься тем, что он не хочет

Важно поощрять его таланты, стремления, даже если вам они не по душе. Хвалите мелкие и крупные достижения

Поддерживайте в неудачах, не используйте юмор в такие моменты, чтобы ребенок не подумал, что для вас неважны его проблемы, и вы просто над ними смеетесь.
Не стоит стесняться в проявлениях своих чувств. Важно говорить малышу, что любите, чаще обнимайте – тактильный контакт является очень важным для ребенка раннего возраста. Недолюбленные дети вырастают неуравновешенными, агрессивными, неумеющими справляться со своими эмоциями.
Не нужно посвящать ребенка в свои проблемы. Тревожное состояние мамы или папы обязательно передается и ему. Но если взрослый, таким образом, ищет путь решения проблемы, то у ребенка это происходит по-другому. Он чувствует себя виноватым в том, что не может помочь. Учитесь решать свои проблемы сами, без привлечения детей. Иначе это негативно скажется на формировании их личности.
Учитесь доступно объяснять правила, требования. Важно с раннего возраста дать установку о том, что можно и нельзя. И если нельзя, то почему. Запрещать нужно меньше, чем разрешать. Воспитание должно быть последовательным. Не угрожайте наказанием. Если провинился – накажите. Должна быть последовательность в словах и поступках.
Дайте сыну или дочери возможность личного пространства, право выбора. Разрешите им самостоятельно выбрать для себя кружок или спортивную секцию, обои в свою комнату и одежду.
Нельзя обижать других людей при детях. Также нельзя допускать такого поведения у них. Если ребенок пытается кого-то обидеть либо плохо говорит о нем, нельзя оправдывать такое поведение тем, что он еще маленький. В этом должна быть строгость и объяснение.
Учите ребенка выражать свои эмоции на собственном примере. Например, если он сердится, пытается выкрикнуть обидные слова, проговаривайте: «Я понимаю, ты зол, обижен, рассержен. Это пройдет. Я бы тоже обиделся». Таким же образом учите выражать радость.
Воспитывайте детей самостоятельно. Не оставляйте на попечение бабушкам. Во-первых, вы перекладываете ответственность со своих плеч, во-вторых, у бабушек может быть другой взгляд на способ воспитания и в-третьих, подумайте в конце концов о самих бабушках! Они уже вырастили вас, дайте им возможность наслаждаться своим возрастом, не погружайте их снова в родительские тяготы.

Ребенок должен чувствовать любовь, нужность и значимость в семье. И это не должно проявляться только материальными благами

Любите своих детей, уделяйте большое внимание вопросам воспитания. Так они вырастут полноценными личностями, в гармонии с собой и окружающими

Предпосылки к насильственному конфликту

Азар утверждал, что отрицание основных человеческих потребностей значительной части населения инициировало случаи длительного социального насилия. Азар выделяет четыре предварительных условия в качестве преобладающих источников затяжного социального конфликта: общинное содержание, лишение человеческих потребностей, управление и роль государства, а также международные связи.

Общий контент

Этот элемент, который способствует первоначальному созданию затяжного социального конфликта, состоит в том, что люди, вовлеченные в затяжные социальные конфликты, создают свои собственные группы идентичности. Азар отмечает, что «в основе проблемы лежат отношения между группами идентичности и государствами». Он также сослался на «разобщение между государством и обществом в целом» как на источник насилия в обществе.

Это предварительное условие также включает в себя уверенность многих людей в своих социальных группах; Поскольку правительства в регионах, которые переживают затяжные социальные конфликты, часто не могут, неспособны или не желают обеспечивать население предметами первой необходимости, люди обращаются к своим социальным группам за стабильностью. Получающееся в результате разъединение общества и государства может быть связано с колониальным наследием, которое «искусственно навязало европейские идеи территориальной государственности множеству общинных групп».

Это приводит к доминированию одних групп идентичности над другими. Доминирующая группа изолирует себя от потребностей других групп, что ведет к еще большему разделению между группами даже внутри этнической принадлежности. Чтобы преодолеть это разделение общества, национальная идентичность должна быть поставлена ​​выше индивидуальной групповой идентичности.

Лишение человеческих потребностей

Чтобы смягчить «отсталость», которую Азар считает ответственным за длительное социальное насилие, и, в свою очередь, преодолеть конфликт, возникший из-за отсталости, Азар указывает на потребности безопасности, развития, политического доступа и самобытности с точки зрения культурного и религиозного самовыражения. Азар считает эти потребности не подлежащими обсуждению; следовательно, если эти потребности не будут удовлетворены, люди неизбежно захотят, чтобы произошли структурные изменения. Такая потребность в структурных изменениях может привести к насильственному конфликту.

Это, в свою очередь, подчеркивает теорию Азара о том, что «лишение человеческих потребностей является основным источником затяжного социального конфликта», когда конфликт подчеркивается коллективными недовольствами группы людей. Чтобы преодолеть это лишение человеческих потребностей целых групп людей, правительство должно обеспечить безопасность на множестве уровней всем составляющим слоям населения.

Управление и роль государства

Поскольку правительство «наделено властью управлять и применять силу там, где это необходимо для регулирования общества, защиты граждан и предоставления коллективных благ», правительство играет ведущую роль в удовлетворении или отсутствии удовлетворения меньшинств и групп идентичности.

Азар заявляет, что затяжные социальные конфликты могут характеризоваться «некомпетентными, ограниченными, хрупкими и авторитарными правительствами, которые не могут удовлетворить основные потребности человека». Говорят, что правительства, которые, как ожидается, будут беспристрастными и беспристрастными, как правило, во власти ведущих групп идентичностей или тех групп, которые смогли монополизировать власть внутри страны или территориального образования . Это создает «кризис легитимности» в управлении этими странами. Необходимо изменить структуру правительства, чтобы все граждане получали равную заботу и были представлены в равной степени без предвзятости или коррупции.

Международные связи

Это включает в себя «политико-экономические отношения экономической зависимости в рамках международной экономической системы и сеть военно-политических связей, составляющих региональные и глобальные модели клиентурности и трансграничных интересов».

Более слабые государства, такие как те, которые часто вовлечены в затяжные социальные конфликты, как правило, больше подвержены влиянию внешних связей как в экономическом, так и в политическом плане. Например, многие государства зависят от внешних поставок вооружений. Чтобы преодолеть доминирование в международной экономике, соответствующая страна должна работать над созданием институтов, которые могут ослабить глобальную зависимость и стимулировать внутренний экономический рост.

Как улучшить взаимоотношения с ребёнком?

Любить! Любовь ещё никогда никому не навредила. Попустительство и равнодушие – да, они пагубно влияют. Но истинная любовь всегда полезна и благоприятна для развития и поддержания тёплых взаимоотношений между родителями и детьми.
Уметь конструктивно противостоять грубости и агрессии ребёнка, то есть не конфликтовать сразу же в ответ (не устраивать «стенка на стенку»), не применять физические наказания, а уметь вовремя увидеть за подобными выпадами серьёзные переживания ребёнка. Если вы сможете их распознать, то понять своё чадо и наладить с ним контакт будет гораздо легче.
Чаще говорите ребёнку фразы, отражающие его возможности. «Ты можешь», «Ты сможешь это сделать», «У тебя получится». «Могу» — это позиция взрослого человека, который осознаёт свои силы, способности и возможности. Используя подобные фразы, вы прививаете ребёнку самостоятельность и умение адекватно себя оценивать, а также демонстрируете свою веру в его личность.
Вместо прямых указаний, лучше использовать более доброжелательные фразы. То есть встать в позицию сотрудничества

Например: «Давай приберёмся в вещах», «Попробуй ещё раз».
Развивайте в себе умение слушать, чтобы как следует понимать своих детей.
В любом возрасте важно видеть в ребёнке личность. Нельзя его недооценивать

Дети развиваются быстрее нас и осваивают гораздо больше навыков. Это уже достойно похвалы!
Почаще вспоминайте себя в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. Вероятно, ощутите схожие с ними желания и чувства.
Искренне интересуйтесь жизнью вашего чада. Задавайте вопросы и будьте внимательны, когда слушаете его. Это не должно быть похоже на допрос или общение от случая к случаю. Данный принцип необходимо соблюдать постоянно. Формулируйте открытые вопросы, они стимулируют к общению. Например: «Как прошёл день?» или «Чем планируешь заняться в выходные?»
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Полезны лишь сравнения только с собой прежним. Например: «Вспомни себя полгода назад. Ты ведь тогда не мог…, а сейчас у тебя это отлично получается!»
Рассказывайте о себе, приводите примеры из личной жизни и своего детства, делитесь воспоминаниями, эмоциями. Это поможет установить более доверительные отношения с ребёнком.
Заботьтесь о том, чтобы в вашей семье были традиции, которые нужно соблюдать. Они должны быть направлены на некие совместные дела. Например, ужинать должны все вместе. Или какой-то праздник всегда отмечается всей семьёй дома. Или в какой-нибудь определённый день в году вы вместе проводите досуг (посещаете какое-либо мероприятие или устраиваете пикник на природе).

Характеристика

Типы родителей разнообразны, но всех их объединяет одно – любовь к детям. Как говорят в детдоме, лучше плохая мать, чем хорошая нянька. Утверждение спорное, но все-таки следует понимать, что полноценный ребенок может вырасти только в полной семье. Как формируется типаж родителей и что это такое? Любой человек, выросший в полноценной семье, хорошо себе представляет процесс воспитания. Малыш видит отношение к нему папы и мамы и, подрастая, понимает, какие элементы воспитания ему нравятся, а какие нет. На основании этого взрослый человек делает выводы о том, как нужно растить детей. Обычно пример воспитания сильно влияет на личность. Человек может пойти по трем схемам развития: повторить пример своих родителей, стать противоположностью своих родителей или же осознанно подходить к проблемам и принимать правильное решение. Последний типаж встречается реже остальных. Поэтому разберем два наиболее распространенных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Арома Авеню
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: