Как проходит диагностика способностей и интеллекта

Интуиция

Если вы прочитали все, что было описано выше касательно гениальности, то уже сами могли прийти к выводу о том, что интуиция является неотъемлемой частью жизни гения. Ему необходимо уметь чувствовать ситуацию и доверять своему нутру, потому что именно оно подсказывает ему самые лучшие решения, которые он только может принять. Гениальность позволяет человеку при возникновении спорной ситуации не обращаться к книгам (или в современных реалиях, скорее, к поисковой системе). Такой человек может просто заглянуть в свой внутренний мир, найти ответ там и довериться своей интуиции, даже если он не уверен в том, что его ответ будет правильным. Возможно, его ответ будет неправильным в общепринятом стандарте, но в итоге из этого выйдет очередная гениальная мысль. Именно так и работает гениальность. Одаренность, как вы можете себе представить, работает совсем не так, поэтому и нельзя сравнивать одаренных людей с гениальными. Это две совершенно разные категории.

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • ‍Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Что запомнить

  1. Личностный потенциал помогает развиваться и преодолевать трудности. При этом потенциал растёт вместе со сложностью задач, которые решает человек.
  2. Основные элементы потенциала — творческие способности, интеллект, профессионализм и нравственность — можно развивать в соответствующей деятельности.
  3. Творческий потенциал усиливается в креативных практиках (мультипликация, живопись, инженерное творчество), интеллект развивается через решение задач повышенной сложности, профессиональное мастерство растёт с опытом работы, а нравственные ориентиры укрепляются в процессе осмысления и обсуждения реальных жизненных ситуаций.
  4. Ключевая способность, которая обеспечивает максимальную мобилизацию ресурсов личности — мотивация достижения цели.
  5. Чтобы мотивация работала, цель должна быть и привлекательной, и достижимой.

Интересные и познавательные книги по теме

Рекомендуется ознакомиться со следующими изданиями, которые помогут развиваться быстрее:

  1. «5 талантов, или Как раскрыть свой природный потенциал. Секреты Востока». Пособие поможет и найти, и развить свои способности.
  2. «Гениальность: естественная история креативности». Что влияет на развитие гениальности? Можно ли стать гений без особой генетики? Развитие эго параллельно с навыками для достижения успеха.
  3. «Самоучитель для гения. Как открыть свои сильные стороны». Небольшое издание с практическими упражнениями, которое понравится тем, кто только встал на путь саморазвития.

Главное правило развитие способностей – никогда не останавливайтесь. Не поддавайтесь апатии, страху выйти из зоны комфорта, неуверенности в себе. Можно давать себе здоровый отдых, но нельзя делать большие перерывы.

Читайте далее:

Способности в психологии

Способности и сверхспособности человека: как определить и развить?

Раскрываем в себе новые способности

Как раскрыть потайные магические способности внутри себя?

Когнитивные способности, или Как мы учимся чему-то новому?

Откуда берётся талант?

Одна из главных особенностей человеческой природы заключается в том, что каждый из нас является уникальной личностью. В человеке уникально всё: тело, мозг, нервная система, обмен веществ, темперамент, характер и прочее. Предрасположенность к определённому виду деятельности может зависеть от нескольких элементов или даже от одного. К примеру, музыканту необходим хороший слух, а певцу – не только слух, но и сильный красивый голос.

Основу таланта составляют два элемента:

  • удачное анатомическое строение определённого органа (например, голосовых связок);
  • анатомо-физиологические особенности нервной системы (например, абсолютный слух или врождённая эмпатия).

Анатомо-физиологические особенности нервной системы называются задатками. Это генетически предопределённые факторы, определяющие скорость образования нейронных связей в головном и спинном мозге, а также анатомические особенности строения анализаторов и некоторых областей коры головного мозга. Задатки – это потенциальные таланты, которые закладываются на ранних стадиях развития эмбриона.

При этом одинаковые задатки могут реализоваться по-разному. К примеру, если у человека есть врождённый абсолютный слух и сильные голосовые связки, он может стать успешным певцом. А другой с таким же хорошим слухом, но без голоса, станет композитором. Получается, что изначально одинаковые задатки реализуются в виде двух разных талантов.

В зависимости от того, насколько удачно совпали различные задатки, выделяют 3 уровня развития природных способностей:

  1. Одарённость. Это первая степень, которая часто проявляется у детей, но не всегда даёт достаточно предпосылок для успеха в определённой сфере деятельности.
  2. Талант. Вторая степень развития природных способностей подразумевает, что у человека есть все необходимые задатки для того, чтобы добиться успеха.
  3. Гениальность. Гениальностью обычно называют исключительный талант, который позволяет стать не просто успешным, а выдающимся или даже величайшим в мире. Также гениями часто называют людей, демонстрирующих исключительные таланты сразу в нескольких областях деятельности.

Разберём разницу на примере музыкальных способностей. Одарённость подразумевает хороший слух, но его недостаточно для серьёзных успехов в музыке. Абсолютный слух – это уже редкий талант (примерно 1 случай на 10 тыс. человек) и серьёзная предпосылка для музыкальной карьеры. Гениальность же подразумевает исключительные способности. К примеру, Вольфганг Амадей Моцарт считается гениальным композитором. Очевидно, что одного только абсолютного слуха недостаточно для такого признания.

Чем отличаются талантливые люди?

Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.

Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений. Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха. По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.

Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени. Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям. Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.

Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.

Способы реализовать себя в современных условиях

Можно выделить несколько способов самоактуализации в современных условиях:

Творческая самореализация

За благами, которыми человек пользуется ежедневно, относясь к ним обыденно, скрыта деятельность огромного количества ученых, мастеров и т. д. Именно творческая деятельность является двигателем материального и духовного прогресса. Творческая активность — проявление индивидом уникальных возможностей в определенной сфере, позволяющее расширить границы человеческого познания.

Творческий подход характерен для всех видов деятельности. Он может проявляться и в искусном управлении токарным станком, и виртуозной игре на скрипке. Постижение творчества индивидом говорит о том, что он движется по пути духовной составляющей личности.

Социальная самореализация

Способность к самореализации субъекта зависит от наличия эмпатии, способности сочувствовать окружающим. Высокий уровень социальной самореализации будет у тех индивидов, которые обладают ответственностью за свои действия, уверенностью в своих силах, стремлением к нравственным ориентирам. Для личности актуальна позиция: «Я для других». Это не означает успех в карьерном росте, высокую зарплату, медийность. Такая личность счастлива от того, что приносит пользу людям.

Профессиональная самореализация

Наиболее важными в обществе считаются реализация в профессиональной сфере и социальной жизни. В современных условиях профессиональная карьера является основным фактором оценки успешности индивида. Человеку приходится преодолевать ряд трудностей: конкуренция на рынке труда, сложные социально-экономические обстоятельства.

Так как потенциал человека раскрывается, как правило, в профессиональной сфере, то карьера становится главной целью многих людей, которые отдают профессии большую часть своего времени и сил. В ходе профессиональной деятельности у личности формируются способности, происходит личностный и карьерный рост, появляются материальные блага, достигается определенный социальный статус. Для успешной профессиональной деятельности характерны следующие качества:

  • чувство единения с выбранной профессией;

  • сознание своего соответствия выбранной профессии, места в иерархии;

  • осознание признания в профессиональной сфере;

  • понимание своих достоинств и недостатков, возможностей совершенствоваться;

  • представление своего места в жизни, дальнейших перспектив профессиональной деятельности.

Чем больше характеристик соответствуют индивиду, тем более реализован он в профессии.

Нужно иметь в виду, что работа, осуществляемая только с помощью напряжения воли, способствует «выгоранию». Поэтому выбранное дело должно быть интересным и привлекательным. Эффективное самосовершенствование в профессиональной сфере может предупредить эффект «выгорания».

Научился жить в своем внутреннем мире

Отец Ньютона умер до рождения сына. Кроме странности характера будущий гений от отца и ближайших родственников ничего не унаследовал. Так откуда же взялась его гениальность?

С раннего детства будущий гений ощущал себя полным сиротой, так как мать вышла снова замуж, родила троих детей и ей было уже не до старшего сына.

Исаак мир построил своеобразный – рисовал на стене своей комнаты придуманные им механизмы, а когда вырос, то изготовил их по этим схемам, чтобы проверить, будут ли они работать в реальности. Воображения, любознательности и упорства мальчику было не занимать.

Чувства сиротства и заброшенности приводили к мыслям о смерти, а иногда переходили в озлобленность. Он даже грозился поджечь дом отчима вместе с его обитателями.

Биографы считают, что личность подростка была деформирована еще с детства, многие исследователи творчества Ньютона приписывают ему, и не без основания, свойства крайнего невротика.

Ему всегда были свойственны честолюбие и подозрительность, осторожность и скрытность. Он часто сжигал свои и чужие письма и рукописи

Для того чтобы улучшить мыслительные способности, сосредоточить внимание, обострить память, он гнал от себя посторонние мысли… умерщвлял плоть, ограничивал себя небольшим количеством хлеба и малым количеством вина и воды

Психика

Изучением влияния генома на личностные качества занимается поведенческая генетика.

Как показывают исследования, передаваться по наследству могут не только предрасположенность к освоению навыка, но и предрасположенность к определенным эмоциональным реакциям на одни и те же раздражители. Это делает механизм наследования талантов еще более трудным и запутанным делом, поскольку нередко именно черты характера позволяют человеку добиться выдающихся результатов в том либо ином деле.

Вполне вероятно, что 30% спортсменов в примере ранее были несправедливо отнесены нами в категорию людей без генетических способностей к спорту. Именно гены наделили их теми свойствами характера, которые стали определяющими в их карьерах.

Понятие личностного роста

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала. Личностный потенциал — это комплекс психологических качеств, который наделяет человека способностью принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но в первую очередь на основе своих внутренних представлений и критериев.

Личностный рост зависит в первую очередь от собственных усилий человека, но их недостаточно. Ценный личностный рост возможен только тогда, когда человек зависит от доброжелательного участия других людей, когда он добивается признания и уважения своего внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими».

Личностный рост сопровождается изменениями как во внутреннем мире человека, так и в его отношениях с внешним миром. Суть этих изменений заключается в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защитных механизмов, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее для защиты своего «образа Я», и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой информации извне и в то же время лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он способен оценить свои возможности и взять на себя ответственность за то, что действительно от него зависит, и планировать свою жизнь как свою собственную, а не в соответствии с навязанными другими стереотипами.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами» позволяет такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освободиться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не только общаться, но и взаимодействовать, в своих контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но в то же время — более реалистичным, гибким, способным грамотно разрешать межличностные противоречия.

Личностный рост способствует формированию целостной личности, в которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями и возможностями, между требованиями жизни и моралью, между реальностью и планами и так далее.

Процесс личностного роста непрерывен. Она может быть медленнее в спокойные периоды жизни, когда нет сложных жизненных задач, которые нужно решать, и общение не очень интенсивное. Она может быть более интенсивной в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении/взаимодействии с другими людьми.

Сам факт движения важен для личностного роста. Процесс личностного роста является целостным, взаимосвязанным, и рост в одном «личностном измерении» способствует прогрессу в других. Через открытия и самопознание человек становится все более свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим, наконец, зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условие жизни.

Расшифровка

Есть множество методов для расшифровки значения ген и все они направлены на выявление прямой связи между генетикой и талантами, между геном и неким событием, которое он вызывает. Для выявления «гена скорости» можно провести исследование ДНК у 1000 самых быстрых бегунов на планете и сравнить, каких генов у них окажется больше, относительно других людей. Либо можно различно воздействовать на ген у подопытного организма, и наблюдать к каким изменениям эти манипуляции приводят.

Таким образом были расшифрованы:

  1.      АСЕ – самый изученный из всех спортивных генов на сегодняшний день. Этот ген вызывает в клетку выработку белков регулирующих кровяное давление.
  2.      ACTN3 – или «быстрый ген». Уникальные белки этого гена были выявлены в мышцах у спортсменов бегунов.
  3.      GATA2 – ген, участвующий в развитии музыкального слуха. Его белки активно влияют на формирование внутреннего уха.

О развитии таланта

А теперь поговорим о том, как развить свой талант.

  1. Если вы понимаете, что у вас есть способности к определенному виду деятельности, развивайте их. Не бойтесь совершенствовать навыки и узнавать что-то новое.
  2. Общайтесь с единомышленниками. Прежде всего, это поможет вам очертить границы своего умения на данный момент и понять, как нужно развиваться дальше. Кроме того, никто другой не поймет вас лучше того человека, у которого схожие интересы. Если вы пишете стихи, ходите на поэтические вечера, конкурсы и другие творческие мероприятия.
  3. Не расстраивайтесь в случае неудач. Поражение должно стать для вас поводом двигаться дальше с ещё большим упорством.
  4. Творите, учитесь у профессионалов, однако не копируйте их, ведь гениальность и талант – это, прежде всего, индивидуальность и неповторимость.

Причины появления

Синдром может быть как врожденным, так и приобретенным, например после какой-нибудь критической ситуации. Чаще патология встречается у мужчин, в связи с чем ученые начали связывать его с тестостероном, влияющим на рост и развитие мозга. Кроме того, именно этот гормон оказывает непосредственное влияние на окситоцин — гормон, отвечающий в том числе и за социальную адаптацию индивида. Результаты узкоспециализированных исследований показали, что у людей с синдромом гениальности более активным является правое полушарие. И оно замещает функции левого.

Спровоцировать развитие приобретенной патологии могут следующие проблемы:

  • наличие по родственным связям таких синдромов;
  • низкий вес новорожденного, который существенно отличается от нормы;
  • недоношенность ребенка;
  • слишком зрелый возраст у родителей, когда мать старше 40 лет, а отец — 49 лет;
  • наличие врожденных аномалий;
  • реанимационные мероприятия после родов;
  • неблагополучная экология, вследствие которой образуется недостаток витамина Д.

При этом такой список полным назвать нельзя. О синдроме известно далеко не все, поэтому он пополняется новыми данными.

Статья по теме

Докопаться до мозга. Какие убеждения о нем ошибочны?

Гениальность, одаренность, талант – как отличать

Сперва посмотрим на популярные понятия, которые в некотором роде принято считать синонимами.  Чем отличается гений от высокоинтеллектуальной или талантливой личности? На деле у этих понятий есть достаточно четкие критерии, помогающие их разделить.

Гениальность

Люди, способные своими действиями изменить мир, делающие  вклад в развитие  прогресса и обладающие исключительными способностями в одном направлении деятельности – это гении. Они создают  что-то уникальное, чего до них не было. Часто таким людям свойственна следующая черта: они превосходны в одном направлении – науке, технике, искусстве, политике – но их навыки ощутимо «провисают» в других. Например, они бывают совсем не приспособлены к обычной жизни или социальному общению.

Расшифровка термина «гениальность»  вызывала интерес ученых умов еще с древних времен. По определению римлян, это высшая степень проявления творчества и способностей личности. На протяжении многих веков ученые даже пытались выявить физиологические отличия гениев от остальных людей – сравнивали  объем мозга, например. Однако каких-то существенных признаков обнаружено не было. Даже наоборот: чем больше становится известно про явление человеческой гениальности, тем больше вопросов возникает.

Талант

Наличие таланта – это очевидная способность человека к какой-то деятельности, которую можно довести до совершенства, прикладывая усилия в течение определенного времени. Это подтверждает и популярная фраза о таланте:

Талант — это 10% одаренности и 90% процентов труда.

Достичь успехов талантливый человек сможет, прикладывая какие-то усилия в сфере, которая ему интересна и легко дается. А если приложить усилий выше нормы – то получит без преувеличения выдающийся результат. В этом случае талант человека считается признанным.

Опять же можно без преувеличения сказать, что гениальность – фактически гипертрофированный талант.  Однако если за одно дело возьмутся талантливый и одаренный человек, первый быстрее достигнет первых успешных результатов и в принципе сможет продвинуться дальше, чем второй. Одаренному человеку придется прикладывать больше труда и упорства для развития навыка, к которому талантливый уже предрасположен с рождения. Талантливые люди могут иметь навыки в нескольких направлениях, но для развития навыка выбрать одну из сфер, где будут прикладывать больше усилий, чтобы добиться успеха. Это умения выше среднего. 

Еще одна яркая характерная черта, отличающая талантливого человека от гения – среда и окружение. Если для раскрытия первого потенциала она должна быть благоприятной (люди, уже работающие в какой-то сфере, или поддержка родителей при освоении навыка ребенком), то во втором случае гений рождается при создании неблагоприятных условий. Такую закономерность можно легко отследить по биографиям – Энштейн, Ван Гог, Эдгар По, Микеланджело, Тесла и многие другие. У всех детство было далеко не безоблачным, а у кого-то напряженность сохранилась и после того, как они повзрослели.  

Одаренность

Опять же, отсутствие очевидного таланта в чем-то не значит, что овладеть этим навыком не получится. Врожденная склонность к какому-то виду деятельности и называется одаренностью. С такой предрасположенностью человек может усвоить любой вид деятельности, который ему понравился. 

Например, музыка. Ребенок с детства проявляет чудеса ритма и начинает танцевать, услышав музыку, поэтому родители отдают его в музыкальную школу. Он одарен музыкальными способностями, которые можно развить. Но бывает и такое, что малыш с трудом усваивает основы нотной грамоты (сольфеджио) или плохо слышит тональность звуков — тогда ему нужно будет прикладывать чуть больше усилий, чтобы научиться. Талантливого человека видно по тому, что ему какая-то сфера дается легко буквально без усилий, а уж если усилия прилагаются, то они приносят быстрый результат.

Примеры гениальных людей.

  • Винсент Ван Гог — нидерландский художник, написавший более 2100 произведений из которых 860 написанные маслом. Ван Гог создал новый живописный язык, открыл искусство, как модерн. Страдал от биполярного расстройства и покончил жизнь самоубийством.
  • Архимед — древнегреческий математик, физик и инженер, открывший миру метод вычислений площадей и объемов, которые легли в основу интегрального исчисления, создал определение объема поверхности и шара, дал свое определение числу Пи “\pi “, создал винт, облегчающий подъем грузов, построил планетарий, где видно движения 5 планет. Открытия и новшества Архимеда обширны, в астрономии и физике, доказал множество теорем, а со слов древнегреческого философа и писателя “Плутарха” — Архимед страдал одержимостью к математики, жил не обращая внимания на свой внешний вид и толком не заботился о себе.
  • Ньютон Исаак — английский математик, физик, изобретатель. Создал закон о всемирном тяготении и три закона механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления и много других открытий и теорий. Хорошо умел рисовать. Ньютон всегда был грустный и никогда не смеялся, никто не замечал, чтобы он раздражался и нервничал. Безразлично относился к развлечениям и все время находился в сосредоточенном состоянии.
  • Галилео Галилей — итальянский физик, писатель, математик, астроном, механик, изобретатель. Внес существенный вклад в науку, первым воспользовался телескопом для наблюдения и изучения небесных тел, что послужило к открытиям в астрономии. Галилео — первопроходец в экспериментальной физике. В ранние годы, будучи студентом спорил с преподавателями, считая, что его мнение должно учитываться.

Таланты

Творческие способности это наверно самое явное отличительное свойство человека от других известных нам живых видов. Раньше еще одним отличием называли выдающиеся интеллектуальные способности, но с изучением таких видов, как дельфины и с регистрацией феномена говорящей обезьяны Коко – это уже не так однозначно.

До недавних пор считалось, что творческие способности это социально-культурный феномен, и они развиваются исключительно в социуме. Но, и тут работает неустанная репликация ДНК и записывает  весь человеческий опыт. Например, феномен абсолютного слуха — когда человеку не нужно музыкальное образование, что бы без труда на слух определить любую ноту. У мужчины и женщины с яркими музыкальными способностями с большой вероятностью может родиться ребенок с таким слухом.

Признаки гениальности

Гений всегда выделяется из толпы людей. Его выдают следующие признаки гениальности:

Нестандартное мышление. Свобода, независимость, самовыражение стоят для гения на первом месте. Он по любому вопросу имеет свое мнение, сохраняет индивидуальность. Он не будет подчиняться большинству, скорее, он тот, кто поведет за собой остальных. Гений найдет выход из любой ситуации. Развитое воображение. Гении живут в своем мире. Благодаря яркому воображению, они создают свою реальность, придумывают что-то новое, необычное. Так рождаются стихи, картины, музыка. Так происходят открытия. Активность. Энтузиазм, любознательность – силы, заставляющие гения постоянно работать, узнавать новое, развиваться. Он постоянно занят делом. Если терпит неудачу, то ту же поднимается, придумывает новый способ достижения цели. Гении ценят, уважают себя. Они уверены в своих силах, имеют адекватную самооценку. Поэтому они стремятся к максимальной самореализации. Они очень выносливы

Если их что-то не устраивает, то они не будут мириться с этим, а предпримут активные действия по улучшению ситуации

Внимание к деталям, перфекционизм. Создание чего-то нового невозможно без тщательной оценки старого, кропотливой работы над деталями набросков

Спонтанность и оригинальность

Если индивиду придет в голову очередная гениальная идея, то он может тут же направить все силы на ее реализацию.

Чтобы как-то конкретизировать гениальность психологи составили типологию интеллектов:

  • лингвистический (писатели, поэты);
  • математико-логический (ученые, финансисты);
  • пространственно-визуальный (художники, фотографы);
  • музыкальный (композиторы, музыканты);
  • кинестетический (спортсмены);
  • межличностный (юристы, политики);
  • внутриличностный (философы, психологи, священники);
  • натуралистический (ботаники).

У гениев развиты сразу несколько типов интеллекта. Их отличает системность мышления (дивергентное мышление), способность рассмотреть проблему с разных сторон и увидеть то, что другие не замечают. Гении открыты новому, умеют признавать ошибки, учиться на них.

Талант как природный дар и уровень способностей

Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.

Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

  • музыкальный слух;
  • чувствительность зрительного анализатора;
  • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
  • скорость психических реакций и т. д.

Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».

Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

Выводы TheDifference.ru

  1. Гениальный человек одарен от природы больше, чем талантливый. Гениальность – это гипертрофированный талант.
  2. Следствие гениальности – создание новейших, уникальных, небывалых, не виданных миром творений, способных изменить ход истории, повлиять на души и события. Творения гениев живут в веках. Талант не создает ничего революционного.
  3. Гениальности свойственна нестандартность мышления, особый мыслительный процесс, недоступный никому, даже выдающемуся таланту.
  4. Гениальность выходит за пределы обыденности, она непостижима. Талант «ближе к земле», его можно развить, отточить.
  5. Талант обычно развивается в благоприятном социальном окружении, гениальность нередко формируется в напряженных жизненных обстоятельствах.
  6. Гениальность человека часто признается уже после его смерти.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Арома Авеню
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: