Диагностика
Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников — они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.
Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции — гипофиза.
Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:
- Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
- Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
- Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
- Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.
Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.
Механизмы формирования психологических защит
Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе) даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.
Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:
На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.
Далее, есть два пути решения конфликта:
-
Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.
-
Или «студент» всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.
Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.
Отражение, психика, сознание
При изучении данной темы необходимо проанализировать позицию о психике как особой форме отражения субъектом объективной реальности;о психике как свойстве мозга;о сознании как высшей ступени развития психики. При анализе структуры психических явлений необходимо учитывать особенности психических процессов, состояний и свойств личности, а также их взаимосвязь в жизнедеятельности субъекта.
Психика, психологические явления рассматриваются в психологии как особая форма отражения субъектом объективной реальности.
Рассматривается структура предмета психологической науки:
1) отношение психики к внешнему миру как субъективному отражению действительности (психофизическая проблема);
2) отношение психики к ее материальному носителю (психофизиологическая проблема), когда она выступает как функция высокоорганизованной материи (мозга).
Согласно материалистической концепции психического бытия, вся материя обладает свойствами отражения, то есть способностью реагировать на воздействие окружающей среды. Психическая сфера возникает в процессе развития материи, переходя от низших форм к высшим, и является свойством высокоорганизованной материи (мозга).
Психическое отражение как свойство органической материи имеет качественную особенность: активность и субъективность. Деятельность психического отражения подразумевает отбор и сложную переработку информации об окружающем мире, предвосхищение событий, определенное отношение к тому, что отражается. Субъективность психического отражения заключается в преломлении влияния предметов и явлений на человека через его внутренний мир — знания, опыт, индивидуальные особенности, отношение к отражению и т.д. Субъективность отражения не означает, что человек не может адекватно воспринимать реальность. Психическое отражение возникло естественным образом в процессе биологической эволюции. Развитие форм отражения в филогенезе проходит через стадии раздражимости, чувствительности, стадию элементарной сенсорной психики и стадию интеллекта. В ходе эволюции психическое отражение начинает выполнять функцию ориентации организма в окружающей среде и регуляции его поведения.
С появлением человека связана высшая форма психического развития — сознание. Содержание человеческого сознания зависит от социальных условий жизни, бытия. Основными факторами формирования сознания являются совместная трудовая деятельность людей и связанное с ней общение посредством языка, речи. Для сознания как формы отражения характерны следующие особенности:
- наличие запаса знаний человека о мире и о себе; активное, целенаправленное приобретение знаний в виде идей, принципов, норм и т.д;
- не только отражение действительности, но и отношение к ней (отражение социальных отношений, эмоциональная оценка межличностных отношений и т.д.);
- Обеспечение целенаправленности действий человека; осознание способности устанавливать причинно-следственные связи и предсказывать будущее, создавать новое.
Высшей формой проявления сознания является самосознание. Она характеризуется различением собственного «Я» и «не-Я», установлением определенного отношения к себе.
Бессознательное — форма отражения действительности, при которой отдельные компоненты психического акта не осознаются (например, двигательный автоматизм с ослабленным сознательным контролем; реакция на неосознаваемые стимулы; импульсы к деятельности без осознанной причины и цели). В процессе деятельности может происходить переход психических явлений из сферы сознания в сферу бессознательного и наоборот.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- План воспитательной работы летнего лагеря
- Технологии развития личности
- Эмоциональный интеллект старших дошкольников как условие школьной зрелости
- Социально-психологический климат в коллективе и его анализ
- Повышение грамотности речи как составляющая часть тренинга коммуникативной компетентности
- Преимущества групповой терапии по сравнению с индивидуальной
- Основные виды умственных операций
- Психология религии
- Влияние акцентуаций характера на девиантное поведение личности — Развитие представлений о девиантном поведении
- Карл Рэнсом Роджерс, американский психолог
Формы психического отражения по Гальперину п.Я.
Для мозга, осуществляющего психическое отражение объективного мира, отраженный мир делится на две неравные и по-разному значимые части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти принципиально разные части объективного мира также отражаются в психике принципиально разными способами.
Внутренняя среда человека отражается в его потребностях, ощущениях удовольствия-неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях.
Эти виды психического отражения внутреннего состояния индивида объединяет, во-первых, то, что они отражают не вызывающие их стимулы, а их оценку через непосредственное переживание вызванного ими состояния, и, во-вторых, то, что они наиболее тесно связаны со стимулами к действию (в сторону или от определенных объектов внешней среды) или к активному воздержанию от какого-либо действия.
Психическое отражение внешней среды принципиально иное. Во-первых, из всего состава этой среды в психическом отражении представлены только те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними. Это уже не сплошная, слитная среда, а артикулированный «окружающий мир» (Дж. Юкскюль). Во-вторых, эти части среды представлены в образах, содержание которых отражает свойства и отношения самих вещей (а не вызванные ими состояния индивида). Правда, содержание образов также представляет такие свойства, как цвета, звуки, запахи и другие так называемые «сенсорные качества», которые не являются непосредственными объектами физических действий; но они служат важными отличительными признаками, а также сигналами других жизненно важных свойств вещей или сигналами ожидаемых объектов и событий.
Разница в том, как внутренние состояния человека (драйвы) и окружающий мир (образы) представлены в ментальных отражениях, явно связана с их ролью в поведении: Движущие силы служат ему движущей силой, а образы — основой для ориентации в окружающем мире. Очевидно, что интересы поведения диктуют различие между основными видами психического отражения и, в то же время, объединяют их по разному содержанию этого поведения.
Концепция психического отражения А.Н. Леонтьева: существует три вида отражения:
1 .отражение на уровне неживой природы (физическое взаимодействие, энергообмен, химические реакции);
- отражение на уровне живой природы:
(a)первый тип отражения на уровне живой природы — раздражимость — реагирует с агентами, участвующими в процессах ассимиляции (процесс ресинтеза) и диссимиляции (непрерывный процесс распада), то есть на биологически значимые воздействия.
б) второй вид отражения на уровне живой природы — психическое отражение — это чувствительность — раздражительность к таким реагентам среды, которые не участвуют в процессах ассимиляции и диссимиляции, т.е. способность отражать абиотические воздействия. Чувствительность имеет сигнальную функцию. Определение Леонтьева:
Чувствительность генетически есть не что иное, как раздражительность по отношению к таким воздействиям среды, которые соотносят организм с другими воздействиями, т.е. ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Необходимость этой формы раздражительности заключается в том, что она опосредует основные жизненные процессы организма в более сложных условиях. Процессы чувствительности должны соответствовать объективным свойствам среды и правильно отражать их в соответствующих контекстах.
Таким образом, именно наличие чувствительности позволяет говорить о психической регуляции жизнедеятельности.
Когда речь идет о чувствительности, согласно гипотезе Леонтьева, «отражение» имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» означает, прежде всего, моторно реагировать на данного агента. Субъективный аспект выражается во внутреннем опыте, ощущениях, данного агента.
Сущность понятия «психическое отражение»
Определение 1 Психическое отражение – это субъективное представление о мире.
Всё то, что попадает в сознание человека, обязательно подвергается специфической обработке при помощи органов чувств.
Рисунок 1. Психика и отражение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Существующая объективная реальность не зависит от сознания человека. А психическое отражение зависит от особенностей органов чувств, интересов, эмоций, уровня мышления человека. Объективная реальность интерпретируется психикой, а это значит, что психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Психика и отражение 400 руб.
- Реферат Психика и отражение 250 руб.
- Контрольная работа Психика и отражение 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Переосмысливая действительность, человек образовывает мировоззрение, исходя из прошедших событий, актуальной реальности настоящего, а также действий и событий, которые должны произойти. Собственный субъективный опыт, прочно оседающий в психике и оказывающий влияние на настоящее, есть у каждого человека. Информацию о внутреннем состоянии психики несет настоящее, а будущее направлено на реализацию задач и целей и отображается в мечтах, снах, фантазиях.
Замечание 1
Таким образом, можно сказать, что человек независимо от того, что он думает в данный момент, одновременно будет находиться в этих трех состояниях.
Для психического отражения характерен ряд особенностей:
- формирование психического образа происходит в процессе активной деятельности человека;
- оно позволяет правильно отражать окружающую действительность;
- психическое отражение носит упреждающий характер;
- преломляется через индивидуальность человека;
- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
- происходит углубление и совершенствование самого психического отражения.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Благодаря психическому отражению из расчлененных объектов действительности создается структурированный и цельный образ. Выделяется три уровня психического отражения — сенсорно-перцептивный, уровень представлений, уровень вербально-логического мышления и речемыслительный уровень.
К базовому уровню относится сенсорно-перцептивный – на данном уровне строятся психические образы, возникающие в процессе развития в первую очередь и не теряющие своей актуальности впоследствии.
Информация, поступающая к человеку при помощи органов чувств, выстраивается в определенную стратегию поведения – стимул вызывает реакцию, то, что в реальном времени произошло, оказывает влияние на поведение человека.
Что касается уровня представлений, то для возникновения образа человеку не обязательно находиться здесь и сейчас – для этого существует воображение, память, образное мышление.
Если какой-либо объект несколько раз был в поле зрения человека, то его представление может быть вызвано. Запоминаются в этом случае главные особенности объекта, а второстепенные отбрасываются. На этом уровне контроль и коррекция действий во внутреннем плане будут главными функциями.
Речемыслительный уровень и вербально-логическое мышление с настоящим временем связаны ещё меньше, более того, этот уровень можно назвать безвременным. Это означает, что человек может использовать логические приемы и понятия, которые сложились в его сознании и сознании человечества за всю предыдущую историю.
Не осознавая своих ощущений, человек может полностью концентрироваться, опираясь на опыт человечества. Все три уровня плавно переходят друг в друга, формируя психическое отражение человека.
Что такое психологическая защита по З. Фрейду
Первым, кто описал данный механизм, был Зигмунд Фрейд
Он определил несколько видов психологической защиты, её свойства и функции, уделял огромное внимание проблеме внутреннего конфликта, между неосознанными желаниями и сознательным контролем. Из-за невозможности осуществить желания подсознательного, очень часто нарастает чувство неудовлетворённости, вследствие чего может появиться психическое расстройство или заболевание.
Защитные механизмы, которые неосознанно включаются после драмы или сложной ситуации, конечно же, не помогут решить корень проблемы, но смогут оказать временное облегчение и снять напряжение.
Его дочь Анна Фрейд, а также многочисленные ученики и последователи подробно изучали и продолжали разрабатывать теорию бессознательных защитных механизмов.
Целью психологической защиты является ослабление или снятие психического напряжения, разрешение внутриличностного конфликта, возникшего из-за противоречий между импульсом бессознательного и требованием внешней среды.
Уровень представлений
Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.
Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.
Ступени отражения психики
- Первая является базовой. Индивид ориентируется на свои ощущения и получающую информацию от окружающих, определяет манеру поведения в будущем. Его действия подвержены влиянию объектов реальности. Пройдя эту ступень, на нее возводятся другие. Этот уровень никогда не бывает пустым, он многогранен и постоянно меняется.
- Второй уровень обладает основной особенностью в творчестве и проявлении воображения. Это высшая ступень развития психики, на нее человек переходит, когда создается новая модель умозаключений об окружающем мире. Она осмысливает действия и добавляет уже ранее заложенные образы.
- Творческая личность сложно справляется с эмоциями, ее мышление состоит из сплошных представлений. Художественные способности накладываются на картинки, возникающие в голове, а их усвоение зависит от последующего взаимодействия.
- Третий — главный его критерий это наличие речи. Логика и общение связаны с мыслительной деятельностью, опирающейся на понятия и методики, используемые предками. Он отодвигает на второй план воображение, память, чувственные образы, полагаясь только на рациональность в мышлении и опыт от предыдущего поколения. Это позволяет планировать и управлять жизненным путем.
Только переосмыслив и включив в свое сознание все этапы, личность может представить мир в обобщающем виде с уникальной точки зрения, отличительной от окружающих. И проявить это через поведение: мимику, жестикуляцию, позу.
Особенности процесса
Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.
Активность
Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.
Целенаправленность
Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.
Динамичность
Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.
Неповторимость
Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.
Опережающий характер
Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.
Объективность
Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.
Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.
Причины расстройства восприятия
Деперсонализация встречается у людей разного возраста и пола, но чаще всего она поражает молодых женщин. Как уже упоминалось, ее вызывает стрессовая ситуация
Сопротивляющаяся ей психика снижает сильную эмоциональную нагрузку человека, переключая его внимание на стороннее наблюдение. Таким образом индивидуум обращает свое сознание на себя, его органы чувств притупляются, но при этом логическое мышление остается прежним
Процесс развития синдрома в организме выглядит так: под действием стресса начинает вырабатываться большой объем эндорфинов. В результате их масштабной хаотичной атаки на рецепторы отвечающая за эмоции лимбическая система не в силах справится с таким напором и вынуждена частично отключиться.
Но вышеописанный механизм могут запустить и другие факторы, физические:
- инсульт;
- гипертония;
- опухоль мозга;
- неврологическая болезнь;
- травма головы;
- эпилептический приступ;
- нейрохирургическая операция;
- тяжелая инфекционная болезнь в детстве;
- родовая травма.
Весьма редко деперсонализация передается по наследству или является следствием негативных изменений в нервной системе.
Уже говорилось, что прием наркотиков или другая интоксикация организма тоже может вызвать расстройство восприятия, так как это провоцирует усиленную выработку «гормонов счастья» — эндорфинов. Поэтому в США изучением деперсонализации на государственном уровне занимается организация по вопросам наркотической зависимости населения.
Следует учесть, что при шизофрении раздвоение личности имеет другие причины и это является симптом серьезного расстройства психики, подход к которому особый и требующий сложного лечения.
Характеристика психического отражения
Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению. Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой. Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:
Динамичность.
В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.
Активность.
Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.
Объективность.
Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.
Субъективность.
Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, личностные качества, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.
Скорость.
Благодаря психике мы способны с большой скоростью принимать решения. Отражение можно назвать опережающим действительность.
К особенностям психического отражения относится:
— отражает действительность на практике;
— самосовершенствование и личностное развитие;
— опережающий характер;
— прояление индивидуальности личности;
— формируется только на основании активной деятельности человека;
— контролирует поведение индивидуума.
Определение психики по Гальперину п.Я.
Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи. Это короткая, лаконичная формула, и чтобы лучше передать ее реальный смысл, ее содержание следует несколько расширить.
Во-первых, он утверждает: психика — это свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (объект, процесс, явление, сила), как считалось в до- и внемарксистских учениях о психике.
Психика — это свойство высокоорганизованной материи; не просто любой материи, а только высокоорганизованной — и поэтому появляется относительно поздно, на высокой стадии развития мира. На языке современного естествознания это можно объяснить просто: Психика появляется только в живых телах, в организмах, причем не во всех животных, а только в тех, которые ведут активную, подвижную жизнь в сложно структурированной среде16. К постоянным изменениям этой среды и своего положения в ней они должны активно и постоянно адаптировать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения — психической деятельности.
Психика как свойство, возникающее только у высокоорганизованных существ, является свойством не универсальным и первичным, а вторичным и производным. Он предполагает существование механизмов, которые его производят, и его несомненную полезность для организма, которая оправдывает это производство.
Психика — это особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особенность» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. Под углом зрения диалектического материализма эта «особенность» имеет совсем другое значение. Оно обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее порождают и составляют ее физиологическую основу, и, во-вторых, выделение и разграничение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: лишенных и наделенных психической деятельностью.
Какое конкретное содержание имеется в виду, когда говорят об идеале? Прежде всего, это картина, изображение объекта, процесса или явления. Но это образ объекта, а не сам объект, и в этом смысле он является другим, идеальным объектом. Этот другой объект является «идеальным» в двух отношениях. Во-первых, его характеристики — сколько бы их ни было и в каком бы сложном сочетании — представлены в изображении изолированно, отдельно от других характеристик оригинала или его материального отражения, без которых ни одна «вещь» не может существовать в реальности. Во-вторых, это выделение особенностей образа из других особенностей реально существующих вещей и из его оригинала или его отражения представляется как очищение образа от всего несущественного. Образ раскрывается как объект, представленный только в своих существенных чертах; отсюда, кстати, и соединение терминов «идеальный» и «совершенный». Психологическое преимущество такого отражения объекта в виде образа, в котором представлено только то, что существенно для физического или умственного действия, очевидно. Но у этого преимущества есть и обратная сторона: образ раскрывается как вещь, свободная от ограничений материальных вещей, как идеальное существо. Это иллюзия мысли, которая начинает думать об образах, имея только те представления, которые она приобрела в опыте с физическими вещами.
В отличие от материала, который существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеал — это не способ бытия, а та совокупность свойств объекта, которая раскрывается перед субъектом — способ, которым объект предстает перед субъектом. Это соответствует известному определению идеального у К. Маркса: «…идеальное есть не что иное, как пересаженная в человеческую голову и преобразованная в ней материя» п. В таком виде идеальное является для субъекта лишь содержанием психического отражения объективного мира.
Суть мировоззрения, проходящего через психику
1. Активация.
Психика непостоянна, она меняется под влиянием внешних факторов и постоянно совершенствуется в развитии. Каждый обладает собственным мнением о том, как строится мир вокруг. Столкнувшись с противоречием других людей, сознание меняется, преобразовывается в реальности, неся иной смысл.
2. Нацеленность.
Расставляя ориентиры в жизни, человек ставит себе задачи по силам. Никогда не возьмется за дело, противоречащее его принципам и не приносящее ему ни морального, ни финансового удовлетворения потребностей. Происходит намеренное стремление преобразовать существующую субстанцию.
3. Подстройка.
Подход, условия могут меняться, но психическое пластично к временным преображениям, подстраивается под любое изменение.
4. Неповторимость.
Каждый обладает присущими специфичными мотивационными характеристиками и целями для саморазвития. Взгляд на мир преломляется через призму жизненных ориентиров. Это препятствует изучению психологической науки только под одним углом, надо оценивать все качества разных людей в одинаковой степени.
5. Опережение.
Социум создает себе платформу на будущее, отображая окружающие объекты и происходящие события в текущей жизни. Он привлекает только лучшее и значимое для последующего введения в деятельность.
6. Оценка со стороны объекта.
Индивидуальные черты отображаются напрямую в мышлении. Анализируются возможные ситуации, формируется отношение к происходящим событиям.
Существует несколько этапов, проходящие в сознании от телесного к чувственному:
- Сенсорный. Физический внешний агрессор действует на познавательные процессы человека, заставляя их реагировать телом и мышлением. Реакция возникает только на значимый побудитель.
- Перцептивный. Человек бессознательно стремится в общем виде отобразить комплекс раздражающих элементов.
- Индивид ориентируется на совокупное проявление, реагируя на биологически незначимые стимуляторы, провоцирующие возникновение чувствительности к важным раздражителям.
- Мыслительный. Устанавливается прочная взаимосвязь между объектами. Человек управляет ей с помощью мозговой функции.
Выводы
1. Центральным процессом для понимания механизмов психического отражения является зрительное пространственное восприятие. В то же время пространственное восприятие является частным случаем восприятия движения и движущихся объектов. Именно на этом уровне становится явным взаимодействие двух механизмов психического отражения: инвариантных характеристик объектов и их трансформаций.
На уровне восприятия отражаются те преобразования, которые осуществляются с самими предметами окружающего мира и отражаются они так же без вычленения их, а при непосредственном включении в перцептивный образ. Это конгруэнтные преобразования: сжатие, деформация, вращение. В соответствии с представлениями проективной геометрии они включаются в класс проективных преобразований, которые описаны многими исследователями в области психологии восприятия.
«Последней опорой» перцепцией являются топологические преобразования, которые лежат в основе отображения пространства на основе его «загроможденности» объектами.
2. В процессе возникновения в историческом плане и в онтогенезе вторичных образов происходит отделение преобразований от непосредственного образа. Преобразования обретают самостоятельное существование и используются для создания и проверки гипотез еще на уровне образного, а точнее фигуративного отражения.
Это преобразования на уровне представлений, основой которых является перцепция: расчленение и агглютинация, схематизация и гиперболизация. С их помощью создаются образы новых объектов, которые никогда не существовали или вообще не могут существовать.
3. Дальнейшее развитие системы преобразований приводит к возникновению мыслительных операций: анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования и сравнения. Однако это завершающий уровень системы преобразований, которые используются человеком в когнитивной сфере. В эту систему включаются те уровни отражения, которые были описаны Ж. Пиаже в его эпистемологической теории: трансдукция, эгоцентризм, неполнота обобщения и т.п. Это та система преобразований, на которую опиралось в своем развитии мышление, и которая является необходимой (или даже достаточной) для решения многих задач, стоящих перед человеком в настоящее время.
Предложенный проект может стать основой разработки методик для развития познавательных процессов. Проект содержит предпосылки для создания новой психологии искусства.