Русский король ювелиров. русский ювелир королей

Его величество случай

Второй по значимости коллекцией долгое время являлась та, что принадлежала американскому медиамагнату Малколму Форбсу — большому ценителю сокровищ царской семьи. Он собирал ее на протяжении нескольких десятилетий и вошел в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самого большого частного собрания изделий ювелирного Дома Фаберже.

В это собрание входили не только 180 различных изделий знаменитой российской фирмы, но также 15 подарочных пасхальных яиц, 9 из которых были императорскими. В 1990 году Форбс покинул этот бренный мир, сделав своих наследников счастливыми обладателями не только «заводов, газет, пароходов», но и главного его сокровища — шедевров Фаберже.

Весной 2004 года произошло непредвиденное: незадолго до начала очередного открытого аукциона «Сотбис» семья Форбсов официально объявила о своем намерении выставить на продажу коллекцию изделий Фаберже. Хотя в данном случае правильнее было бы сказать: оставшуюся ее часть — несколько десятков произведений из собрания покойного Форбса наследники успели реализовать двумя-тремя годами раньше.

Но даже такой неожиданный поворот не прибавлял шансов на возврат нашего национального достояния — это казалось просто нереальным. Искусствоведы мечтали о приобретении хотя бы некоторых шедевров…

И тут произошла подлинная сенсация. Еще до начала торгов российский предприниматель Виктор Вексельберг сообщил о завершении сделки по приобретению у семьи Форбсов всей коллекции. Случай беспрецедентный в аукционной практике.

«Ювелир Его Императорского Величества»

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве на изделиями фирмы заинтересовался Александр III

За внимание Императора боролись сотни деятелей искусств, поэтому заслужить покровительство царского двора было огромной удачей!. С этого момента Карл Фаберже получил почётное звание «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», что давало ему право размещать на своей вывеске изображение государственного герба

Знак отличия свидетельствовал о высочайшем качестве продукции, а предприниматели, получившие этот титул, пользовались особым уважением в обществе

С этого момента Карл Фаберже получил почётное звание «ювелир Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа», что давало ему право размещать на своей вывеске изображение государственного герба. Знак отличия свидетельствовал о высочайшем качестве продукции, а предприниматели, получившие этот титул, пользовались особым уважением в обществе.

Мастера и изделия

С 90-х годов работает камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев). Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь. Резные животные напоминали нецке (у мэтра имелась коллекция), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. Из самоцветов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги, много другого.


Яйцо с колоннадой,
выполненное из
цветного золота и платины
покрытое эмалью и
бриллиантами. 1905 г.
Ювелир Генрих Вигстрем

Любимыми произведениями маэстро были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой. Наибольшая коллекция растений мэтра принадлежит Британскому Королевскому семейству. Александра Датская, супруга английского короля Эдуарда VII и сестра императрицы Марии Федоровны, прикупила в свое время немало вещиц у Фаберже, в том числе и двадцать растительных композиций.


Золотая корзинка с ландышами
1901 год

Ведущим специалистом обработки драгоценных камней и металлов был А. В. Хольфстрем, который руководил мастерской. С 1903 г. его сменил сын Альфред. Поскольку лучшие умельцы работали на предприятии постоянно, а на смену им часто приходили их сыновья, многие технические секреты фирмы не ушли за ее пределы.


Ковш. Витражная эмаль. Ф.Рюккерт

По эскизам своих художников для форм и росписей, фарфор Фаберже заказывал в Мейсене и Лиможе. На изделиях стояло два клейма: фарфорового завода и ювелирной фирмы. Статуэтки, столовые аксессуары, обеденные, кофейные, чайные сервизы Фаберже нередко в мастерских дополнялись золотом, серебром, камнями, слоновой костью.

Работа с эмалями крайне сложна. Главный специалист Николай Петров сумел добиться более 20 тысяч различных оттеночных цветов. Третий сын Фаберже Александр ездил в Париж изучать опыт европейских эмальеров. Оказалось, что их умение значительно уступает изяществу, разнообразию цвета и легкости российских мастеров.

На столовые приборы Фаберже из серебра спрос был необыкновенный. Кроме мастерской в Питере, с 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Сын Александр заведовал фабрикой. Лучшим мастером был Юлий Раппорт. Он добился невероятной виртуозности с этим, любимым ювелирами, металлом. В серебро же оправлял Фаберже хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.

Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже. Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли. Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.

В художественных мастерских работали 14 постоянных талантливых художников. Среди них миниатюристы Якобсон, Соломенко, Зуев, скульпторы Савицкий, Гринберг (ученик Родена), Илинская-Андреолетти, Луиджи Буцци. Их годовой заработок составлял по 6–10 тысяч рублей. Работать приходилось сверхурочно даже по ночам, фирму редко кто покидал. Великий мастер сотрудничал с Бенуа, Серовым, Шехтелем, Крыжицким.

Граверы, чеканщики, а в каждой мастерской закрепщики, токари, гильешеры, шлифовальщики трудились более 12 часов ежедневно. Только 29 человек занималось изготовлением упаковок для украшений.

Карл Густавович рассматривал внимательно каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. Любые стадии работ выполнялись только специалистами. Все изделия Фаберже неизменно были качественными и уникальными.

Секретный ход

На изготовление некоторых яиц, в особенности тех, что содержали замысловатые сюрпризы, уходил не один год. Сюрпризы вообще были главной интригой пасхальных творений Фаберже. Многие из них являли собой самостоятельные произведения искусства: ювелирные изделия, изящные фигурки животных, миниатюрные модели, изображения людей — как будто для первоклассных мастеров и впрямь не было ничего невозможного.

Секрет яйца оставался нераскрытым вплоть до торжественного подношения подарка. На вопрос императора о сюжете нового яйца Фаберже отвечал уклончиво: «Ваше Величество будет довольно…»

В конце XIX века мастерские Фаберже стали изготавливать и вовсе удивительные пасхальные яйца — с заводными механизмами. В яйце, получившем название «Ландыш», выполненном в стиле модерн (оно было подарено Николаем II жене на Пасху 1898 года), запрятан механизм, при «запуске» которого из яйца появляются и раскладываются веером три маленьких портрета — самого императора и двух его старших дочерей, Ольги и Татьяны.

Изделия утилитарного назначения

Из предметов бытового назначения изумрудами фирма Фаберже украшала печати, различные емкости, вазочки, коробки. В коллекции Эрмитажа находится Печать в форме шестиугольной призмы в золотой оправе и изумрудной ручкой выполненная сыномКарла Фаберже Агафоном. Печать принадлежала Великому князю Алексею Александровичу. Золотое навершие и основание покрыты эмалью, украшены алмазами. Ручка печати представляет собой прозрачный кристалл изумруда с характерными включениями.

В бытовых предметах ювелиру редко использовали изумруды как доминанты, скорее включали их как вписанный в общую концепцию элемент. Так, в настольной карандашнице «Иван Калита», хранящейся в музее Фаберже в Санкт-Петербурге, кабошоном изумруда инкрустирована шапка фигуры московского царя. Аукционный дом Christies в 2011 году продал с торгов агатовую бонбоньерку 1900 года, выполненную в форме яблока с алмазами и изумрудом закрепленными в золотом поясе в верхней части емкости. Во время этого же аукциона была продана коробка для табака принадлежавшая фирме Фаберже. Коробка изготовлена из кварца Михаилом Перхинымв в 1890-х годах. Полукруглая форма в верхней части инкрустирована золотой ажурной лентой стилизованной под лавровый венок с фестонами. Изумруд располагается в окружении 4 -х алмазов креплении крышки кварцевой табакерки.

faberge#изумруд#исторические драгоценности#коллекция эрмитажа#рококо#царские украшения#

  • ← Современные украшения в готическом стиле
  • Изумруды в ювелирных коллекциях Cartier →

Изумрудные украшения Элизабет Тейлор

01 мая 2019
Статьи

Во все времена изумруды притягивали людей. Политики, модели, и, конечно же, актеры не только имеют ювелирные…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ

Изумруды российского императорского двора. Церемониальные регалии

04 февраля 2019
Статьи

Российская царская семья на протяжении многих веков являлась олицетворением силы, могущества, власти.…

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ

Исторические украшения с изумрудами (XVII-XIX вв.)

31 октября 2018
Статьи

Популярность изумруда во все века была велика. Изумруд по праву можно назвать любимым камнем многих правителей,…

Коронационное яйцо – 24 000 000$

Подборку закрывает удивительное Коронационное яйцо стоимостью 24 000 000$, входящее в коллекцию Вексельберга, входит в фонд «Связь времен».

Оно до мельчайших подробностей изображает коронационную карету Николая II и Александры Федоровны, было изготовлено в память о коронации 1896 года Николая II.

Яйцо считается очень известным – оно часто экспонировалось в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также во множестве других музеев в качестве временной экспозиции.

Изделие состоит из двух половинок, его самое основное украшение – это крупный алмаз, укрепленный на верхушке, а при открывании обнаруживается «сюрприз» в виде кареты и подушек земляничного цвета.

Остальные яйца Фаберже

Карл Фаберже искусно создавал свои шедевры и каждый раз придумывал новые конструкции. В его яйцах скрывались крошечные корабли, копия кареты императора, мини-портреты, сделанные на мольбертах, слон и даже механический павлин, который мог ходить и поднимал хвост.

Коллекция императора привлекала внимание многих, и некоторые частные лица захотели себе такие же экземпляры. Самая большая коллекция, помимо царской, была заказана магнатом Александром Кельхом для его дражайшей супруги

Она состоит из семи экземпляров и тоже очень популярна, хотя модели не такие искусно сделаны, как императорские. Также известно о восьми яйцах, которые были спроектированы по единичных заказам, в том числе для герцогини Мальборо, Феликса Юсупова, семьи Ротшильдов и других лиц.

Ювелир Его Императорского Величества

Как сообщает сайт 1rre.ru, своему успеху в России Карл Фаберже, несомненно, обязан царскому дому Романовых и Александру III, который был известен своей непритязательностью в быту и был довольно скромен в повседневной жизни. Однако были определенные вещи, на которые император Всероссийский не жалел денег – это определенного рода предметы искусства.

На одной из выставок Александр III увидел изделие Карла Фаберже. Оно настолько его заинтересовало, что впоследствии российский император принял решение заказывать подарки на Пасху для своей супруги именно у Карла Фаберже.

Сделанный императором подарок настолько понравился Марии Федоровне, что в дальнейшем сам Александр III и его сын Николай заказывали изделия у ювелира. Зачастую подарков было два – один преподносился супруге, другой – императрице-матери.

Тиары на экспорт

Большевики не церемонились с наследием русского двора. Первые попытки удачно сбыть золото и бриллианты предпринимались уже весной 1918 года: тогда на нью-йоркской таможне были задержаны с драгоценностями Ольги Александровны — младшей дочери императора Александра III. Украшения и отдельные камни регулярно вывозились из Москвы  агентами Коминтерна: на вырученные деньги сторонники коммунизма должны были обеспечить подготовку мировой революции. Но, поскольку никакого учета или контроля толком и не было, никто не знает, сколько средств ушло на подпольную работу, а сколько осело в карманах самой агентуры. В феврале 1920 года декретом СНК РСФСР для «централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей» был создан Гохран — далее продажа царского наследия осуществлялась через него.

Процесс расставания с царским имуществом ускорил голод, охвативший страну летом 1921 года. Новоиспеченное государство остро нуждалось в средствах на закупку хлеба. Ну а чтобы что-то купить, нужно было что-то продать. В срочном порядке началась сортировка драгоценностей, которые доставали из спрятанных в подвалах сундуков. В 1922 году работали две комиссии: первая — в Оружейной палате — занималась описью имущества, вторая — в Гохране — присваивала украшениям и камням историческую и культурную ценность. В результате произведения искусства поделили на три категории: в первую — неприкосновенный фонд — ; изделия второй категории имели историческую и художественную ценность; предметы из третьей категории и вовсе посчитали «не имеющими особого значения».

В последующие годы на аукционах Лондона и Амстердама будут проданы царские изумруды под видом «честных» уральских (1922 год) и жемчуга с бриллиантами (1923). Тогда-то и случился первый скандал: кто-то узнал в «добыче» камни, принадлежавшие инфантам. Западные СМИ вышли с обвинительными заголовками, уличив власть Советов в фальсификации. В ответ на обвинения большевики устроили показательную выставку в Колонном зале Дома Союзов «по личному указанию В. И. Ленина», чтобы каждый мог воочию увидеть «сокровища бывших русских царей». То, что к тому моменту вождя мирового пролетариата не было в живых, никого не смутило. А тем временем продажа драгоценностей продолжалась…

Начало пути

Предки Карла Фаберже, французские протестанты, спасаясь от преследований, первоначально обосновались в Германии. Позже дед будущего владельца знаменитого дома Фаберже принял российское подданство и основал семейное дело.

Деловые качества, обогащенные французским изяществом и немецким практицизмом, приумножали коммерческий успех предприятия, да так, что родившийся в Петербурге в 1846году Карл Фаберже получил возможность учиться в гимназии Святой Анны, одной из лучших в столице. Вскоре любознательному юноше представилась возможность путешествовать и лицезреть красоты европейских городов, прелести французского побережья и солнечной Италии.

Приятные впечатления от архитектуры и памятников искусства древности стали ценным дополнением и источником вдохновения к усердным занятиям Карла у немецкого ювелира Фридмана, к которому определил его отец. Именно тогда начал развиваться удивительный талант молодого Фаберже.

Изучая достигшее высот совершенства европейское ювелирное искусство, Карл был убежден, что можно творить тоньше, пронзительнее, изящнее. Осуществлять задуманное он отправился в Петербург, чтобы стать во главе семейного предприятия. Отправной точкой предстоящего успеха, в котором он ничуть не сомневался, начинающий ювелир сделал мастерскую в арендованном помещении здания, напротив отчего дома. Располагалось оно по Большой Морской улице на первом этаже.

Вместе с братом Агафоном Карл поставил целью перейти от модных в то время достаточно объемных и дорогих ювелирных изделий, к более легким, но сделанным таким образом, чтобы красота произведения затмевала стоимость материала.

Оттолкнувшись от античных канонов красоты, Карл создал стиль исполнения предметов, удивлявший совершенством линий, кажущейся легкостью воплощения идеи, неподражаемыми цветовыми сочетаниями драгоценных камней и металла.

Корпорация Фаберже

Мастерская была не одна. Кроме Санкт-Петербурга, с которого всё началось, мастерские были в Москве, Киеве и Одессе. Магазин Фаберже был и в Лондоне.

На пике славы Карл набрал в ряды своей ювелирной компании около 500 мастеров. Среди которых, кроме русских, были немецкие, финские, английские и швейцарские ювелиры. Именно штат талантливых мастеров вывел бренд Фаберже на мировую арену ювелирного искусства.

Эрик Август Коллин (1836-1901)

Эрик Колин был первым главным ювелиром фирмы Фаберже. В Петербург он прибыл обучаться ювелирному ремеслу из Финляндии. В 1868 году начал работу в мастерской, и через два года стал её ведущим специалистом.

Михаил Евлампиевич Перхин (1860 — 1903)

Русский ювелир который много лет проработал на знаменитую фамилию, и был негласным главным ювелиром Фаберже.

Прибыл для постижения ювелирного искусства в Санкт-Петербург из Карелии.

В 26 лет получил звание мастера и приглашение на работу от Фаберже. Спустя два года Карл помог Михаилу открыть свою собственную мастерскую и обеспечил его заказами.

Именно в мастерской Перхина изготовлены многие пасхальные яйца Фаберже и ещё не менее 20 тысяч разнообразных ювелирных украшений.

Хенрик Эммануил Вигстрем (1862-1923)

Ещё один выходец Финского княжества. Как и остальные, приехал в Петербург для обучения ювелирному искусству.

В 1878 году его приглашают в Фаберже, где со временем он становится основным помощником Михаила Перхина.

После его смерти в 1903 году, Генрик возглавляет мастерскую. В этом качестве он проработает до самого закрытия в 1917 году.

Август Вильгельм Хольмстрём (1829-1903)

Этот Финский ювелир управлял отделом по огранке драгоценных камней в ювелирной мастерской Фаберже. Он устроился на работу ещё при Густаве. В течении нескольких десятилетий он вносил огромный вклад в становление знаменитой ювелирной фамилии.

Помимо огранки камней, Август Хольмстрём принял непосредственное участие в создании императорских пасхальных яиц.

Альма Пиль (1888 — 1976)

Единственная девушка ювелир, которая работала в мастерской.

Родилась в 1888 году в Шведской семье в Москве. Её отец был ведущим ювелиром Фаберже в Московском отделении компании. После смерти отца переехала с мамой в северную столицу, где обучалась рисунку у художников Петербургской мастерской.

С 1909 года работала на знаменитую фамилию дизайнером украшений. Участвовала в разработке двух императорских пасхальных яиц. Помимо множества эскизов, ей принадлежит целая серия украшений зимней тематики.

Мастерская Фаберже 1901 год Санкт-Петербург,ул. Большая Морская, 24

Конечно на знаменитую фамилию работало ещё много ювелиров и членов семьи, мы затронули только нескольких из них.

Всего под этим брендом было выпущено более 100 тысяч украшений и предметов быта. «Ювелир его величества» изготовлял и недорогие изделия, стараясь угодить любому покупателю.

Помимо знаменитых пасхальных яиц, мастерские выпускали портсигары, часы, серебряную посуду, флаконы для духов и рамки для фотографий.

Карл не был гениальным ювелиром. Но он мог найти и объединить талантливых людей для достижения общей цели. Не ювелирные, но организаторские способности Карла Густовича Фаберже увековечили его фамилию в мире ювелирного искусства.

Поделиться с друзьями

Бриллианты с конфетами

Судьба драгоценностей бывшего русского двора вновь привлекла к себе внимание отечественных и западных историков после реабилитации семьи царя Николая II. Надо признать, что пути, которыми ценности уходили из постреволюционной России, едва ли можно назвать легальными и красивыми: контрабанды и засекреченные сделки наблюдались куда чаще аукционов, на которых за гроши продавалось культурное наследие великой империи

Ну а сами контрабандисты — верные члены Коммунистического интернационала — неоднократно попадались на границе с чемоданами, полными драгоценных камней. Согласно рассекреченным архивам, некоторые драгоценности были тайно переправлены большевиками в Великобританию в коробке с шоколадными конфетами. Главным героем операции стал руководитель коммунистической газеты The Daily Herald Френсис Мейнелл — именно он в 1920 году получил от большевистских лидеров украшения общей стоимостью в 40 тысяч фунтов стерлингов в качестве матпомощи британскому левому движению. Жемчуга и бриллианты, уложенные в коробку с конфетами, не вызвали подозрения у таможенных служб Великобритании. Позже Мейнелл будет отрицать, что вырученные средства ушли на финансирование революции, — дескать, все вернулось обратно в СССР. Каким образом это произошло, он не уточнял.

С большой долей вероятности нас еще ждут сюрпризы: так, в 2009 году в архивах Министерства иностранных дел Швеции были обнаружены ювелирные изделия, часть из которых принадлежала семье последнего русского императора. Драгоценности находились в хранилищах министерства примерно с 1918-го. Согласно открытым источникам, царское наследие было передано в распоряжение шведского посольства в Санкт-Петербурге во время революции 1917 года княгиней Марией Павловной Романовой. Стоимость нескольких десятков портсигаров, в которых остались сигареты и табак, а также запонок из драгоценных металлов работы Фаберже и семьи Булин, оценили в 20 миллионов крон (на тот момент около 2 миллионов евро).

Но вернемся к истокам. В 1719 году Петр I издал указ, согласно которому в России появилась Камер-коллегия, отвечающая за хранение «подлежащих государству вещей». В специальном хранилище в Зимнем дворце Санкт-Петербурга — Рентарее, позднее переименованном в Бриллиантовую комнату — разместили государственные регалии, в том числе скипетр, державу, большую и малую императорские короны, венчальную императорскую корону. Во времена Екатерины II в Бриллиантовую комнату также перенесли парадные украшения и коллекцию редких самоцветов. По вышеупомянутому указу Петра, ни одна из коронных драгоценностей не могла быть продана, обменена или подарена, и вплоть до 1914 года сокровищница периодически пополнялась. При Николае II часть коллекции решили выставить в галерее драгоценностей Эрмитажа, где ознакомиться с ней мог каждый желающий. В первые дни после начала Первой мировой войны было принято решение об эвакуации драгоценностей. Сундуки с царским богатством собирались спешно, без описей и вскоре оказались в подвалах Оружейной палаты, куда их доставил граф Фредерикс — последний министр Императорского двора Российской империи. Там они и пролежали вместе с другими ящиками, привезенными из Петрограда, пока новая власть не решила подзаработать на том, что осталось от русской монархии.

Какие-то фамильные драгоценности удалось забрать с собой семье последнего императора, когда Романовых увозили в Сибирь. Часть из них инфанты оставили в Тобольске, передав местному священнику (говорят, в конце концов Советы обнаружили небольшой сундучок, который скрывала тобольская монахиня). Чтобы вывезти украшения в Екатеринбург, дочерям царя пришлось прятать их в одежду: изделия вшивали в лифчики, в шляпы, надевали под одежду и маскировали под пуговицы. В июле 1918 года новый комендант Яков Юровский приказал пленникам сдать все драгоценности. То, что царская семья отдала представителю новой власти (а многие вещи остались спрятанными), было сложено в ларец и опечатано. После расстрела пленников Ипатьевского дома Юровский запретил снимать с них любые украшения, но перед тем, как сбросить тела в шахту, приказал обыскать убитых. Так на царских дочерях были найдены лифы с многочисленными драгоценными камнями, которые в спешке выпороли из пропитанной кровью ткани. Позже в месте последнего пристанища Николая II и его семьи найдут небольшие шкатулки и черный бархатный пояс с бриллиантами. Считается, что все эти вещи были отправлены в Москву, но так ли это, до конца не известно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Арома Авеню
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: