Первый возрастной кризис – упрямый детский сад
Как правило, первые перемены в поведении происходят, когда ребенку исполняется три года. Но по последним данным кризис 3-х лет омолодился практически вдвое, и теперь чаще наступает уже в 1,5 – 2 года. Современные детки гиперактивны и развиты не по своим годам. Им достаточно научиться мало-мальски разговаривать, чтобы начать всем своим естеством заявлять окружающим: «Я личность!». Для достижения цели в ход идут любые доступные крохе методы: крик, агрессия, слезы, капризы. Проявляя свободолюбие посредством неповиновения родителям, малыш очерчивает для себя границы дозволенного в еще незнакомом мире, и ощущает самостоятельность.
Но родителям сложно понять и принять такое поведение, а также выстроить правильную стратегию общения с малышом на данном этапе. Чрезмерное желание добиться от ребенка полного подчинения сейчас, в будущем приведет к тому, что теперешний бунтарь окажется безвольным человеком, не имеющим собственного мнения и не умеющим его отстоять.
«Родим еще одного ребенка»
Любая семья с момента своего рождения проходит несколько кризисов. Семей без кризисов не бывает. Не верьте тому, кто говорит, что их не трясет. Можно разными способами «забалтывать» кризисы. Большинство молодых семей — от года до пятнадцати лет брака — встречаясь со сложностями во взаимопонимании, идут по пути «родим еще одного ребенка».
Но это не значит, что кризис не догонит. Это все равно как не давать ребенку проживать кризисы, соответствующие возрасту, а потом в его 35–39 лет говорить: «Ну, не знаю, что с ним такое произошло. Был нормальным ребенком, без причуд. А потом женился/вышла замуж и испортился…»
Нет. Как у ребенка происходит развитие постепенно, так же у взрослого проходят кризисы и они должны быть. И у семей тоже.
Я часто говорю отчаявшимся родителям подростков: «Я вас поздравляю! Вы замечательные родители! Вы создали своему ребенку возможность прожить кризис. Это возможно только там, где по-настоящему безопасно». И в семьях то же самое происходит. Есть кризис — развитие идет по норме.
Иллюстрация: Таня Кораблёва / @buttonbubble
Кризис семи лет
Кризисный период 7 лет наступает примерно с 6 до 8 лет. Еще недавний малыш продолжает взрослеть, ведь теперь в его жизни появляется школа, а значит новая нагрузка, опыт и ответственность. У ребенка возникает и укрепляется собственное мнение, переживания, которыми он обязательно должен делиться с близкими. Для этого необходимо обеспечить в семье дружелюбную, спокойную обстановку. Зная, что дома можно поделиться своими впечатлениями или тревогами, ребенок будет чувствовать уверенность в себе, спокойствие и поддержку. Отсутствие диалога может спровоцировать замкнутость ребенка и усугубить его переживания.
Роль воспитателя ответственности не стоит возлагать только лишь на школу. Ребенку нужно предложить на выбор круг домашних обязанностей, которые будет выполнять только он. Этот шаг поможет ребенку во взрослении и принятии по-настоящему серьезных решений.
Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день
Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!
1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.
2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.
3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.
4 Я стала креативнее
Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое
5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.
Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!
Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?
- В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;
Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.
О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>
Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.
- Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;
Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.
Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями
Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>
Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку
Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку
В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью
Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание
Запрет не должен содержать в себе отрицание.
- Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
- Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.
Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».
- Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;
Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.
Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.
Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.
Более подробно о правильных запретах и секретах общения с годовалым малышом смотрите в новом интернет-семинаре Как справиться с упрямым годовасом: как прожить кризис 1 года без криков, нервов и шлепков? >>>
- Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;
Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.
Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;
Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.
Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.
Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>
7.Петрановская возрастные кризисы у детей
Петрановская – психолог
Людмила Петрановская – известный психолог, которая специализируется на воспитании детей.
Она на простом языке объясняет, что происходит с ребенком в тот или иной момент жизни, дает подсказки родителям, как себя вести. Автор известных книг “Что делать, если…”, «Что делать, если…2», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно», «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы».
Также Людмила Петрановская ведет тренинги и семинары про возрастные кризисы у детей. В этой статье мы представим основные выдержки с ее семинаров по каждому кризису.
Людмила Петрановская рассказывает, что ребенок не развивается линейно, что существуют скачки роста и развития. Наступает момент, когда ребенок может резко сказать “нет” на что раньше с легкостью соглашался. Родители, как правило, не успевают за изменением детей, не готовы к их кризисам. В нашей голове ребенок меньше, чем есть на самом деле. Родители испытывают стресс, т.к. не готовы к новому “изменившемуся” ребенку, они еще не решили, как себя вести.
Если вы услышали фразы: “Нет”, “Не хочу!”, “Не буду”, “Ты плохая”, “Уходи”, “Не люблю тебя” – значит вы столкнулись с возрастным кризисом ребенка. Выдохните, это нормально и это проходит! Главное подойти к этому со всей любовью к вашему ребенку, мудростью и терпению!
кризис 1-го года
К концу 1-го года ребенок учится сам передвигаться и понимает, что сам способен достать, что ему нужно.
В этот период он осваивает себя, предметы. Весь его день состоит из обучения. Но люди ему еще не интересны, осваивает пространство.
кризис 3-х лет
В это время ребенок осваивает речь, происходит развитие коммуникации. Он начинает противопоставлять себя другим.
Ребенок становится капризным, упрямым, вредным. Теперь он умеет держать контакт с желаемым, его сложнее отвлечь. Но он еще не научился справляться с отказами родителей, с фрустрацией (психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям).
подборка “почему плачут дети”
3-х летка не может еще себя утешить и ему нужен рядом с собой мудрый взрослый, который ему поможет.
Еще этот кризис называют кризисом негативизма, в этот период происходит становление личности, чувств, умение вести себя в конфликте.
Как правило, по тому как пройден этот период можно увидеть во взрослом возрасте. Есть люди, которые на все соглашаются, лишь бы не ввязываться в конфликт. Также есть люди, которые всегда стоят на своем. В идеале нужно быть гибкими, используя разные стратегии при разрешении конфликта. Вот этому и нужно научить ребенка!
кризис 3-х лет
Что нужно делать родителям:
кризис 7 лет
Людмила Петрановская рассказывает, что кризис 7 лет в основном происходит внутри ребенка. Ребенок может не выражать свои чувства открыто. Правда это может вылезти через нервные тики, дерматит, другие виды проявления психосоматики.
Ребенку нужно время, чтобы “переварить” оценочную систему и понять свою значимость, вне зависимости от школьных оценок. Хорошо, когда в семье благоприятная поддерживающая среда. Тогда ребенку можно поделиться с родителями своими переживаниями, адаптироваться к новым условиям.
кризис 7 лет
Обычно этот период заканчивается благополучно к 8 -9 годам.
А возраст 10 лет считается самым гармоничным у ребенка. В это время дети дружелюбны, спокойны, реже болеют и готовы помогать.
вам может быть интересно “Как повлиять на ребенка”
подростковый кризис
Подростковый кризис у ребенка считается самым бурным. У ребенка-подростка возникает необходимость в своих оценках, суждениях, планах на жизнь, в психической автономии от родителей.
Первые проявления подросткового кризиса начинаются в 11-12 лет, заканчиваются в 16-17 лет.
Такой сепарационный кризис может закончится лишь в 21 год
подростковый кризис
Во время подросткового кризиса:
- у ребенка-подростка происходит глобальная перестройка мозга
- он начинает думать о будущем
- перестает жить только в настоящем времени
- появляется мотивация
- у подростка меняется представление о себе
- он не может представить полностью картину последствий своего выбора
- на эмоциональном уровне психологическое отдаление от родителей, поведение следования прекращается
- ребенок-подросток не ориентируется на родителей, не разделяет их оценки.
Хотелось бы отметить, что интенсивность проявления и длительность возрастных кризисов у детей разные.
Это зависит от многих факторов:
вам может быть интересно:
Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год
Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно
Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь
Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.
Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.
При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.
Сохранение детства
Ребенок в 7 лет приходит к новому этапу становления личности. Планомерное расширение границ его возможностей позволит взрослым и детям восстановить баланс в отношениях. Родителям не стоит ожидать от малышей взрослых поступков.
В сложные моменты главными соратниками могут стать поучительные мультфильмы, сказки или фильмы. Малыш будет с удовольствием следить за приключениями любимых героев и постарается следовать их положительному примеру.
Родителям не стоит требовать от малыша полного погружения в учебный процесс. У вчерашнего дошкольника должно оставаться время для игр.
Взрослым нужно проявлять творческий подход к выполнению рутинных заданий. Учитесь с малышом писать буквы разноцветными мелками на доске. Называйте слова на определенную букву, стоя в очереди. Устно решайте примеры во время поездки в общественном транспорте. Позвольте малышу стать учителем и объяснить вам новый материал.
Ребенок не может повзрослеть за один день. Не торопите события, позвольте малышу постепенно и самостоятельно отказаться от образа жизни, к которому он привык. Меньше требуйте и больше объясняйте – и тогда вам удастся достичь гармонии и взаимопонимания.
Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению
С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.
Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.
Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.
С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»
Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.
Запомнить:
разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.
Кризисы возраста у человека
Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:
- Первого года;
- Трех лет;
- 6-7 лет;
- 13-15 лет;
- 18 лет;
- 30 лет;
- 40-45 лет;
- после 55 лет (предпенсионный).
Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:
- 1) Докризисный период.
- 2) Собственно кризис.
- 3) Посткризисный период.
Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.
Последовательность появления:
- Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
- Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.
Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса
- Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
- Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
- Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.
Взрослые часто не понимают подростков
- Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
- Далее идет так называемый «кризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.
Кризис среднего возраста
- Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
- Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.
Причины кризисного состояния ребенка
Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.
Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.
В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.
В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.
Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.
Малыш посещает школу по различным мотивам:
- Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
- Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
- Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.
Кризис 13 лет
В подростковом возрасте кризис обусловлен диспропорциями между социальным и нравственным развитием, асинхрония обусловлена несогласованностью биологического, социального и психического развития, а также несовпадением темпов созревания.
Конкретные границы кризиса у каждого подростка индивидуальны.
Очень важно увидеть первые признаки подросткового кризиса и не надеяться на то, что это пройдёт само собой. Иногда «симптомы» переходного возраста появляются даже в 10 лет, а у кого-то в 13-17
Психологи утверждают, что поздний кризис протекает острее.
К числу кризисных явлений относится тяга к общению с более старшими детьми или активизация взаимодействия со сверстниками. Так же подростки стремятся к независимости, а единственно правильное мнение – это его собственное.
Зачем снова держаться за руки
Что же делать, чтобы не прийти к такому печальному завершению жизни?
Говорить. Говорить. Говорить. Бесконечно много. Бесконечно долго. Говорить.
Помнить о своих интересах и с уважением относиться к интересам другого. Это не значит, что жена рыбака непременно должна стать рыбачкой. Это значит, что он на рыбалку, она на симфонический концерт, а потом они встречаются и делятся своими эмоциями.
Несмотря на количество детей в семье и прямо пропорционально этому количеству забот находить время друг на друга, потому что основа любой семьи — отношения в паре «мужчина–женщина».
Дети не должны становиться центром вселенной Семья. Просто потому, что мы рожаем их для того, чтобы они жили, а не обслуживали наше одиночество.
Когда заканчиваются слова и кажется, что достучаться до супруга невозможно, наберите телефон семейного психолога, которому доверяете. Зачастую двоим нужен тот, кто переведет «с русского на русский» их слова, обращенные друг к другу.
…Наш старший сын уехал жить в другой город, наша дочь-студентка живет своей жизнью, и мы видимся в лучшем случае вечером выходного дня, а наш младший сын — спортсмен и часто уезжает из дома на сборы. Мы с мужем стали часто оставаться одни. И казалось бы, вот она, свобода. А руки деть некуда. Мы так привыкли за 20 лет, что рядом с нами все время кто-то идет! И к ощущению рука в руке.
Мы снова стали ходить за руку, мы много гуляем вдвоем, мы стали бывать вместе в бассейне, мы проводим время за разговорами в уютных кафе и нашем доме. Мы очень скучаем по нашим детям. По себе — родителям, которые падали вечерами без сил.
Но какие же мы счастливые люди! Наши птенцы вылетают из гнезда, а нам не надо вить новое. Наше — устойчиво и надежно.
Когда обратиться к психологу
Есть три тревожных звонка, которые могут сигнализировать о том, что родителям пригодится поддержка детского психолога.
Вы слишком часто переживаете из-за конфликтов с ребенком. Если вы сами переживаете, раздражаетесь и нервничаете — возможно, это повод обратиться к специалисту, который поможет пережить этот этап без потерь.
Не получается прекратить ссоры без третьих лиц. Да, это как раз то, что мы все не раз слышали: «Сейчас позвоню папе и расскажу, как ты себя ведешь!», «Вот мама придет — и все узнает о твоем поведении!»
Агрессивные реакции ребенка.Когда ребенок реагирует слишком эмоционально, конфликт сложно завершить конструктивно. В итоге напряжение накапливается и только усугубляет кризис.
Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы
Возраст | Предмет конфликта | Близкое окружение | Исход кризиса |
---|---|---|---|
0—1 год | Стоит ли доверять этому миру? | +Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение | +Доверие к людям, позитивное отношение к себе |
-Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота» | -Недоверие к людям, недоверие к себе | ||
2—3 года | Могу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?) | +Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях | +Автономия, стремление управлять собой |
-Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания | -Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность | ||
4—5 лет | Могу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой? | +Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание | +Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола |
-Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика | -Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу | ||
6—11 лет | Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? | +Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания | +Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей |
-Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания | -Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями | ||
12—18 лет | Кто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции? | +Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир | +Идентичность, внутренняя целостность |
-Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания | -Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость |
Позитивные изменения после пережитого кризиса 7 лет
Благоприятное течение переходного периода предоставляет ребенку возможность овладеть новыми интеллектуальными и эмоциональными навыками, которые помогут ему в школьной жизни.
Кризис 7 лет для детей не проходит незаметно. Рассмотрим положительные последствия этого процесса:
Формирование внутренней позиции школьника (психологической готовности к обучению). Сначала малыша привлекают приготовления к школе: получение учебников, покупка ярких канцтоваров и возможность носить портфель. Затем он интересуется и самой учебной деятельностью. Любознательному малышу хочется сесть за парту и получить ответы на вопросы, которые родители не хотят ему говорить. После выхода из кризиса, ребенок понимает правила и обязанности. К 8 годам он максимально сосредоточен на получении новых знаний.
Развитие эмоциональной палитры. Школьник учится давать оценку переживаниям и называть своими именами то, что он чувствует в определенный момент. Теперь он связывает свои ощущения со смыслом ситуации. Чтобы выразить гнев, недостаточно просто разбросать игрушки или порвать лист – малыш четко озвучит эту эмоцию родителям.
Рождение социального «Я». Ребенку прививают мысль, что школа=взросление. Получая свою роль в социуме, он горд и счастлив.
7-летний возраст – это период формирования хобби, предрасположенности к конкретной деятельности и время получения первых комплексов
Родителям очень важно удержаться от непреднамеренных унижающих комментариев и негативных оценок.
Кризисы юных лет способствуют появлению первых серьезных увлечений и демонстрации своего мнения. Дошкольник слушает указания взрослых, а первокласснику хочется принимать решения самостоятельно.