Что способствует духовному росту?
Что способствует духовному росту? Прежде всего всевозможные кризисы. Кризисы представляют собой испытание для нашего сознания. Мы либо обретаем новые способы реагирования и переосмысливаем свое существование, либо отказываемся менять правила игры.
В первом случае человек выходит на новый уровень своего развития и растёт, во втором — остался на прежнем. Многочисленные примеры говорят о том, что испытания выпадают на нашу долю не просто так. Преодолевая их, мы развиваемся и получаем опыт, способствующий развитию. Если же кризис не преодолен, велик риск в будущем столкнуться с аналогичной ситуаций, словно мироздание пытается преподать урок, который мы не желаем усваивать.
Развитию способствует изучение чужого опыта, например, чтение. Присваивая себе общечеловеческий опыт, человек становится богаче в духовном плане, при этом обычно он «берет» себе именно то, что ему надо на данный момент, к чему он готов.
Растем мы и в процессе общения и обмена знаниями с другими людьми. Поэтому стоит почаще общаться с теми, кого вы считаете мудрым, кем восхищаетесь и на кого хотите быть похожим.
Духовный рост — тонкая материя. Многие люди целиком посвящают себя духовному развитию, теряя связи с реальностью и думая, что они постигли высшую мудрость. На самом деле, мы постоянно развиваемся, даже если не замечаем этого. Прислушивайтесь к себе, не бойтесь меняться и верьте в то, что у каждого человека свой путь к мудрости и счастью.
Духовное развитие личности — инструменты
Существуют разные трактовки в описании инструментов, обеспечивающих прогресс на пути саморазвития, духовного становления и преображения личности. Среди этого многообразия встречаются общепризнанные и спорные, главные и второстепенные, важные и необходимые духовные звенья.
- Любовь – самый главный «инструмент» и движущая сила духовного развития, так как она инициирует и вдохновляет человека на самые фантастические и немыслимые свершения и подвиги, пробуждая в нём творца и раскрывая лучшие стороны личности и души.
- Духовное чтение – изучение священных текстов, религиозных трактатов, cокровищниц вневременной мудрости, философских и психологических трудов прошлого и современности, исследований в области человекознания. Человекознание — это наука, призванная объединить то, что когда-то было целым, истинным и подлинным знанием о разумном и гармоничном существовании человека в трёх мирах: физическом, душевном и духовном.
- Медитации – уравновешивание трёх тел человека: физического, эмоционального и ментального с помощью Йоги, Цигун и других практик совершенствования. Благодаря медитации достигается гармонизация и сонастрой души и тела с последующим развитием и самопознанием.
- Пение мантр или чакровое пение – повышает вибрацию и чувствительность с развитием чувствознания. Чувствознание – это синтез чувств, скоординированных развитым умом (разумом) или интегрированным интеллектом при наличии адекватных ментальных способностей.
- Молитвы – очищение физической природы с успокоением эмоциональной. Снисхождение благодати и врачевание душевных ран.
- Духовные практики – направлены на развитее культуры мысли и тела, контроль эмоций, гармонизацию внешнего и внутреннего пространства или микрокосма и макрокосма.
- Целительные практики – использующие жизненную энергию для самовосстановления и самооздоровления.
- Тантра – искусство чувственной передачи, сохранения, преображения энергии любви в согласованном единстве противоположностей.
- Творчество – музыкальное, художественное, поэтическое, писательское, узкопрофессиональное, привносящее в жизнь подобие совершенства.
- Гармоничная музыка, настраивающая душу на музыкальный лад чаяний и надежд, предпочтений и желаний, вскрывая эмоциональные глубины чувств, врачуя, исцеляя и воспаряя к высотам блаженства и счастья.
- Искусство танца соединяет тонкие телесные ощущения с восторгом движения и ритма, красоты и грации.
- Следование своей страсти во всех сферах жизни – любви, творчестве, работе, увлечениях, позволяет человеку быть счастливым творцом своей судьбы.
Эти инструменты не являются исчерпывающими методами и способами личностного и духовного роста.
Наполняя каждое своё действие, даже самое тривиальное, любовью, и ответственно исполняя свои повседневное обязанности с чувством радости и жизненного азарта, вы, безусловно, способствуете своему развитию, невзирая на возраст, вероисповедание и социальный статус.
У каждого человека свой путь самопознания и духовного самосовершенствования. У кого-то это медленный подъём по ступенькам к Порталу Знаний. У кого-то — более «лёгкое», в плане понимания, движение в пути, без длительных остановок. А у кого-то, озарённое, просветлённое состояние ума, наступает почти мгновенно, когда личность человека начинает внимать его Душе, постигая и внимая таинствам Духа.
Духовный человек – это какой?
Если обратиться к словарям, можно увидеть возникновение современного понятия «духовный человек». Во времена, когда атеистов было немного, общество строилось на вере в Бога, в человеке признавали божественную искру. В. И. Даль вообще не включил это понятие в словарь (1863 год), а слово «духовный» трактовал как «принадлежащий духу». Относительно использования слова «духовный» применительно к человеку, он дает такую трактовку: «Все в нем, относящееся к Богу, душе, нравственная сила, ум и воля».
Д. Н. Ушаков тоже не включает понятие «духовный человек» в словарь (1935-1940 годы). Он указывает на разговорный вариант употребления прилагательного в сочетании «человек духовного звания», делая разграничение духовного и светского. С. И. Ожегов в 1949 году описал слово «духовный» как относящийся к религии (музыка, академия, училище).
С. А. Кузнецов в 1998 году выделяет два понимания: первое – относящийся к религии и второе – имеющий философский взгляд на мир. Интересно, что определение духовно неразвитого человека в Словаре синонимов выглядит более чем непрезентабельно: быдловатый, отсталый, убогий.
Связь духовности и религии
С той поры, когда в России церковь отделили от государства, уже стало понятно, что духовность – это не слепое поклонение Богу, а принятие Бога как высшей формы любви.
Любая религия (католическая, христианская, мусульманская и иная) направлена на то, чтобы привлечь как можно большее количество людей под своё начало. Под знамёнами христианства совершались крестовые походы, под лозунгом «Нет бога, кроме Аллаха» террористы взрывали здания вместе с сотнями людей.
Символы религий
Рассуждения о том, что такое духовность в религии, сводятся к тому, что это связь человека с Богом: re-ligio (восстановление связи), а святой дух – духовное начало человеческой сути. Однако религия имеет две стороны:
- внешнюю – атрибутика и ритуалы;
- внутреннюю – собственное переживание Бога в душе.
Кстати! Внешняя сторона религии всегда носит общественный характер. Внутренняя – сугубо личностное переживание в поисках Бога в себе и окружающем мире.
У духовности, определение которой для религиозного человека есть путь к Богу через искупление грехов, мало позитивных сторон. Религия учит, что «духовное начало» – явление светлое и положительное, включает в себя всё хорошее, что есть в верующем. Оказывается так, что все, кто живет не по законам определённой религии, неверные. Речь идёт не только об исламе.
Внимание! Религиозный человек и духовный человек – оба идут к Богу, только разными путями. Первый – через культуру, прививаемую извне, а второй – через собственные мысли, чувства и критерии, установленные самостоятельно
Духовная сфера
Духовный рост личности и его разновидность
Во время исследования духовности и ее различных проявлений, удалось обусловить следующею характеристику личности человека, исходя из его текущих взглядов на жизнь и его стремлению к самопознанию:
- Невежественная личность – для представителей этой касты, главными ценностями в их жизни являются материальные блага, а также полное отрицание каких-либо духовных догм. Интеллектуальное развитие находиться в зачатке, при этом не требуя развития.
- Малоразвитая личность – открытий к знаниям жаждущий ум, с полным набором основополагающего базиса ценностей, с акцентом на материальный достаток, при этом присутствуют зачатки эмоциональной реакции на различные жизненные ситуации.
- Развитый человек — полное использования рациональной части ума для изучения и познания окружающего мира. Достаточно развитая интуиция, помогающая определить правильность совершенных поступков и их последствия в дальнейшем.
- Разносторонне развитый человек – интеллект активно развивается, полностью расширяя спектр своей деятельности. Формирование собственных взглядов на личностный рост, а также его аспекты принятие возможных недостатков иных людей, их осознание их возможных различий. Не только финансовые, но прочие земные блага присутствуют в жизни, но они необязательны и их нахождения в жизни весьма нецелесообразное.
- Интегрированность субъекта – активное вырабатывание характера человека, в совокупности с сопереживанием и состраданием к остальным представителям своего вида. Умение реализации важных жизненных уроков, повышение уровня интуитивного различения и полный отказ от материальных благ.
- Осеняющая личность – широко развитый интеллект, которым, однако управляет внутреннее «Я» человека – его душа. На данном этапе происходит полное разделение собственных интересов от интересов общества.
- Человек, который прошёл духовное преображение – полная гармония с собой, ярко выраженная индивидуальность, а помимо всего прочего также интегральный разум. При этом духовный рост личности, практически достиг своего пика, все более совершенствуясь.
- Высоко духовный индивидуалист – человек, который смог частично либо же полностью отвергнуть материальную сторону существования. При всем этом, его духовность находиться на высшей ступени своего развития (полная готовность к жертвенности со своей стороны и отклик на помощь окружающим).
Конечно, не стоит принимать все эти характеристики внутреннего состояния личности буквально – они лишь условная демонстрация возможных стадий самопознания человека, проще говоря их условное обозначение.
Духовное развитие и здоровье. Их взаимосвязь.
режде чем говорить о влиянии духовного развития на здоровье человека, стоит заметить, что любые длительные физические или психологические воздействия на организм обязательно влияют на его волновую составляющую. К примеру, длительные депрессии, частые стрессы, мысли негативного характера понижают частоту вибраций организма. Еще говорят, что у такого человека «тяжелая» энергетика.
Соответственно, позитивный настрой, гармония внутри, чистые мысли, ведение здорового образа жизни, повышают вибрации человека.
Эта вибрационная составляющая непосредственно влияет на состояние организма, его работоспособность, возможность иммунной системы противостоять негативным воздействиям и купировать начинавшиеся болезни Соответственно, проявление и закрепление навыков духовного развития, позволит повысить вибрации организма, что позитивно скажется на здоровье человека, на его общем состоянии.
Соответственно, если будет хорошее здоровье, то можно заниматься и духовным развитием. Потому что, если иначе, ни о каком развитии вообще думать не хочется. Главное привести организм в норму. А ведь нужна свободная энергия, чтобы заниматься развитием, а не постоянным поддержанием организма в состоянии минимально необходимого функционирования.
С чего начать духовное развитие?
Как было упомянуто в предыдущей главе, основные знаки или сигналы, для начала духовного развития человека, это ощущение потребности в этом. Что означает, что Душа уже созрела, получила другой необходимый опыт, и сейчас необходимо развивать эту составляющую человеческого существа.
Конечно, трудно сказать, как конкретный человек может ощущать этот призыв Души. У каждого, это скорей всего проявляется по-своему. Часто люди просто не слышат или не понимают этих призывов. Или они что-то такое чувствуют, отличное от повседневных чувств и ощущений, но не могут правильно интерпретировать.
Тогда, в этом случае, частенько события, обстоятельства жизни человека дают ему намеки на то, куда надо двигаться в плане развития. Конечно, даже если нет таких явных знаков или сигналов, но у человека есть к этому аспекту жизни интерес, тоже можно двигаться в этом направлении.
С чего же можно начать духовное развитие? Сейчас есть множество возможностей для этого. Рассмотрим некоторые из них:
- Чтение соответствующих книг. Например, автор статьи, когда подошел этот этап, за неимением другой нужной литературы тогда, ознакомился с базовыми книгами основных религий на планете, хотя не является последователем какой-то из них. Понял, что в них много общего и есть информация о перерождениях человека.
Потом, когда стали появляться книги на эту тему, не только эзотерические, но и ученых, изучающие эту область жизни человека, читал их. К примеру – Майкл Ньютон «Предназначение Души», «Путешествия Души». Сейчас много литературы на эту тему, как откровенно типа «желтой прессы», так и вполне достойных изучения работ.
2. Конечно, нужно учиться анализировать и правильно интерпретировать свою жизнь, ощущения, какие-то озарения. Творчески подходить к жизни, учиться ею управлять (интересная книга по этому вопросу В. Зеланд «Трансферинг реальности»). И здесь, в общем, не нужны никакие посредники, гуру, священники и.т.д., разве что в самом начале для собственной уверенности.
Ведь Душа, как частица Высшего проявления, собственно и есть то существо, которое имеет планы и задачи на жизнь, дает смысл существованию человека. Конечно, личность с ее физическими потребностями и интеллектуальным, эмоциональным развитием, разумом, чувствами часто глушит попытки Души достучаться до нее. Но опять же, рано или поздно, когда пришло время получать опыт духовного развития, человек все равно начнет этот путь.
3. Медитация, как возможность глубже погрузиться в глубины своего существа и почувствовать «шелест звезд», как говорится в одной из книг на эту тему. Да, эта практика может дать возможность понять, что у нас кроме физического тела есть и духовная составляющая. Но здесь главное не переборщить. Не нужно попадать в секты, где могут часами медитировать, что-то внушать, где частенько могут находиться духовные «гуру», которые никакой пользы частенько не принесут, а скорее наоборот. Также уходить в отшельничество, монастырь и.т.д. Нужно самому не бояться пробовать, экспериментировать, находить методы и решения подходящие конкретно вам.
Все-таки основной метод духовного развития, это практика применения духовных аспектов в обычной, повседневной жизни. С ее многообразием событий, взаимоотношений и возможностей проявления.
4. Постепенное изменение мировоззрения. На первых этапах может присутствовать такой инструмент как вера в духовные аспекты жизни человека. Можно посещать храмы, послушать служителей какой либо религии из «классических». В этом смысле автору нравится классический буддизм. Он наиболее приближен к реальности духовного мира.
- Конечно, как в любом проекте, очень желательно наметить понятные и выполнимые цели по духовному развитию. Обозначить примерное время их выполнения. Составить пошаговый план по достижению намеченных целей. Если есть потребность к определенному развитию, то такие планы очень стимулируют и мотивируют на выполнение поставленных задач. К примеру, в план можно включить, те черты характера, привычки, которые необходимо изменить и приблизиться к реалиям духовного мира.
- Общаться с людьми, кто уже прошел какую-то часть этого пути или только начал, послушать их опыт и советы. Обмен мнениями и понимание опыта другого человека, по любому подобному вопросу всегда полезен. Помощь другим, делать что-то полезное для людей по возможности.
Что такое духовность?
Духовность – это степень принятия высших образцов человеческой культуры, моральных и нравственных принципов и общечеловеческих духовных ценностей. Духовный человек не только понимает и признаёт все эти ценности, но и сам в своих действиях полностью ориентируется на них, принимая их в качестве внутреннего императива.
Многие известные авторы и исследователи дают собственные определения того, что такое духовность. Давайте рассмотрим несколько наиболее распространённых трактовок:
- Советский «Словарь по этике» определяет духовность как качество личности, которое характеризует её мотивацию и смысл поведения. Согласно другому определению из этого же словаря, духовность – это ценностная позиция, объединяющая нравственные, моральные, политические, религиозные, эстетические и прочие ценности.
- В словаре Ожегова духовность определяется как свойство души, которое заключается в преобладании нематериальных ценностей над материальными.
- В психологии духовность рассматривается как проявление двух потребностей: потребности приносить пользу другим и потребности развиваться и расширять свои знания.
- В справочниках по педагогике можно встретить два определения. Согласно первому, духовность – это высшая точка развития личности, в которой её ориентирами становятся общепризнанные человеческие ценности. Согласно второму определению, это стремление действовать во благо окружающих.
Таким образом, термин «духовность» применяется во многих сферах знаний и может трактоваться в них по-разному. Если говорить наиболее обобщённо, то духовность – это качество личности, характеризующее её нравственные, моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные, социальные и прочие духовные ценности.
Духовность не следует путать с религиозностью (верующие люди часто понимают это слово именно так). Даже в религиозном смысле духовность обозначает состояние души и разума, не определяемое религией или любыми другими внешними источниками, а исходящее из внутреннего опыта. Религиозность же определяется внешними предписаниями и традициями.
2. Искатель
Внутренние конфликты не дают сознанию найти состояние покоя. Подавленное «Я» постоянно рвется наружу, требуя признания и поощрения. И не находя его выплескивается в эмоциональных срывах, неврозах или депрессивных расстройствах.
В данном случае негативные переживания становятся толчком для развития
И человек, столкнувшийся с глубокими жизненными разочарованиями, направляет свое внимание на поиск закономерностей и причин происходящих с ним событий
Становясь искателем, человек начинает интуитивно ощущать существование тайной и невидимой стороны бытия. Его преследует стойкое ощущение работы неведомых ему законов и вмешательства потусторонних сил в его судьбу.
На этом этапе еще нет знания и понимания метафизических механизмов работы Универсума, но уже явно ощущает присутствие запредельного в своей жизни. И со временем он начинает находить этому подтверждение в случайных совпадениях, наитиях, сновидениях, наполненных символическим смыслом и вызывающих, так называемые, «мистические мурашки».
Этап искателя – это преддверие осознанного духовного роста, начало постижения Вселенной через наблюдение за процессами, протекающими внутри собственного «Я». Здесь мы ощущаем магнетически притягательное и одновременно пугающее таинство неизвестной до настоящего момента, стороны существования.
Описание пути с цитатами из текста
Этап 1. Первоначальный образ мышления князя Болконского.
Андрей — внешне скептичен и замкнут, внутреннее — жадно ищет своим внутренним качествам достойного применения.
Цитата (Марья)
Он сочувствует идеям Наполеона и Цезаря. Поглощен высшими целями.
Цитата (Андрей)
Цитата (об Андрее)
Несмотря на свою жажду славы, Болконский — настоящий патриот своего Отечества, искренне считает заботу о нем своей личной ответственностью, даже долгом.
Цитата (Болконский)
Цитата (князь на службе у Сперанского)
Этап 2. Сражение под Аустерлицем.
Перелом во взглядах героя: жажада славы — суета перед вечностью.
Цитата (из монолога Болконского)
Этап 3. Уединение в имении, время с семьей.
Цитата (из диалога с Пьером при его посещении Болконского, том 2)
Цитата (из того же диалога)
Этап 4. Паром, Отрадное и встреча с дубом.
Из разговора с Пьером на пароме. Итог.
Первая встреча с дубом — по дороге в Отрадное.
Вторая встреча с дубом — по дороге из Отрадного.
Этап 5. Выход на службу и встреча и отношения с Наташей Ростовой.
Служба у Сперанского, старые мотивы честолюбия.
Этап 6. Война 1812 года. Бородино.
Мысли раненого князя.
Этап 7. Прощание с Наташей.
Этап 8. Последний сон Болконского.
Смерть — пробуждение к жизни.
Как понять, что происходит духовное развитие?
Как определить рост? О том, что отсутствует стагнация, то есть застой, в области духовного развития, говорят следующие признаки:
- Становится проще жить. Новые взгляды должны сводить к минимуму конфликтные ситуации, к тому же, вы начинаете легче реагировать на всевозможные неприятности.
- Проще решать проблемы. Вы быстрее находите решения задач, которые прежде казались неразрешимыми.
- Лучше понимаете людей. Вы научились принимать чужую точку зрения и не считаете свое мнение единственно правильным.
- Четкие цели в жизни. Цели эти со временем могут меняться, но в каждый момент времени вы понимаете, куда идете и зачем это делаете.
- Легче относитесь к потерям и утратам, понимая, что никто и ничто в мире не вечны.
Критерии духовного богатства
Что же такое духовное богатство? Воистину богат тот, в ком присутствует много Бога. Это значит, что после физического ухода из этого мира остается его душа, наполненная:
- человечностью;
- образованностью;
- историей своего рода;
- любовью к Родине;
- верой;
- осознанностью;
- безусловным принятием;
- внутренним спокойствием.
Образование и образованность
Образованному человеку уже присущи духовные качества, такие как: любовь к труду, ответственность за совершенные деяния, расширенные кругозор — все это помогает не быть рабом системы и не стать рабовладельцем. Человек стремится постоянно совершенствоваться, становиться лучше в личностном плане и обретать новые знания, которые укрепляют его жизнь и делают ее лучше.
Вера
Веру не следует путать с понятием религиозности. В данном случае подразумевается не набор определенных ритуалов или методик, а истина внутри сердца каждого человека
Важно осознать, что есть что-то большее, чем окружающая действительность. Это всемудрая, вселюбящая, вмещающая всех и каждого, утешающая, обогревающая, наставляющая на добро сила
При этом совсем не важно, к какой церкви относится человек и какого мировоззрения придерживается.
Главным становится понимание, что к этой силе можно прибегнуть за помощью. Ей подвластно вывести человека из тупика и показать верную дорогу
Важно довериться этой силе полностью. А само доверие появится на основе личного опыта взаимосвязи с такой силой, которая будет проверена временем
Осознанность
Понимание важности совершенных поступков в течение жизни приводит к регулярному отслеживанию своих действий. Сюда входит наблюдение за своим поведением, эмоциональным настроем, реакцией на внешние факторы, раздражительность, сравнивание себя настоящих с собой же прошлыми
Из этого вытекает глубокое осознание принадлежности к духовным существам, желание измениться к лучшему.
Безусловная любовь
Безусловной является любовь, ничего не требующая взамен, которая отдает, а не забирает. Она искренняя. Ее нельзя назвать привязанностью или влюбленностью. Ее сила проникает в душу человека светлыми лучами Солнца и абсолютно бескорыстно согревает ее.
Внутреннее спокойствие
Это ощущение внутреннего равновесия и сбалансированности диаметрально противоположных качеств. Всем известно, что человек может быть одновременно добрым и злым, скупым и щедрым, трудолюбивым и ленивым. Желание сбалансировать свое внутреннее состояние помогает приблизиться к неизведанному и достигнуть истинного обогащения.
Обзор основных теорий развития
История исследований развития
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».
Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди.
Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.
Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными
Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания
В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.
Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Вине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.
В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X . Вернер, Л. Кольберг, Б. Скин-нер, Э. Эриксон и др.
Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию… как целостную систему знаний».
Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель настоящей части книги состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные теории развития и принципы его периодизации.
Базовые определения развития
Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Религиозное воспитание
Когда человек слышит понятие “духовное развитие”, то первым делом он думает о религии. Это естественно, так как с детства человеку прививают догму о том, что дух — Божье творение. И религиозное воспитание полностью опирается на священные писания. Несмотря на различия в истории, формах поклонения, традициях и обычаях, все три монотеистические религии проповедуют одно и то же — принцип единобожия и следование Божьему слову.
Религиозное духовное развитие начинается с личного примера родителей — если взрослые следуют религиозным догмам, то и ребенок будет брать с них пример. Но иногда ребёнку этого недостаточно, и он требует объяснений. Тогда можно рассказать ему, что то или иное действие разрешено или запрещено Богом, и за хорошие, угодные Ему дела Он вознаграждает, а за плохие — наказывает. Кроме объяснения помогут и такие средства религиозного воспитания:
-
совместное чтение и обсуждение религиозной литературы;
-
посещение мест поклонения;
-
соблюдение поста и священных дней;
-
празднование религиозных праздников.
Если ребёнок ходит в школу, то на помощь родителям приходят обычная и религиозная школы. В обычной преподают предмет “Основы религиозных культур и светской этики”, который разделен на 6 направлений:
-
основы мировых религий;
-
светская этика;
-
православие;
-
иудаизм;
-
ислам;
-
буддизм.
Главной особенностью религиозного воспитания является то, что родители могут сами выбрать, в каком направлении воспитывать ребёнка, так как курс был разработан группой учёных разных конфессий.
В религиозной, кроме основ, можно изучить Священные Писания и лучше узнать свою религию.
Воспитание чувства прекрасного
При словах «духовное развитие» наравне с религией явную ассоциацию вызывает и искусство. Процесс формирования можно условно разделить на 4 этапа:
-
впечатления;
-
чувственно-эмоциональный опыт;
-
знания;
-
оценка.
Эти же критерии составляют основное содержание чувства прекрасного.
Впечатления можно получить через чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, прослушивание концертов, посещение выставок и музеев. Искусство состоит не только из прекрасного, но из других категорий эстетики — безобразности, возвышенности, низменности, трагичности и комичности. Комплексное восприятие всех категорий эстетики позволяет сформировать чувство красоты.
После просмотра важно комментировать увиденное, причем не только с позиции «нравится — не нравится», но и обосновывать, почему, какие чувства вызывает тот или иной объект. Эти действия позволят накопить чувственно-эмоциональный опыт и чутко воспринимать действительность
Со временем у человека появляются любимые произведения искусства, направления и авторы. Их изучение позволит аргументированно оценивать увиденное. Этот этап называется накоплением знаний.
Следующий этап развития — анализ. Умение анализировать можно сформировать при помощи рецензий профессиональных критиков в журналах, теле- и радиопередачах. При этом нужно сопоставлять различные точки зрения, соглашаться или опровергать их. Со временем выработается своя точка зрения.
Полезно также обсуждение с друзьями.
Заключение
Если у вас есть желание повысить уровень образования самостоятельно, то я рекомендую к прочтению следующую статью: «Что такое самообразование и как составить индивидуальный план».
На этом всё, уважаемые читатели! Образование на самом деле играет огромную роль в жизни каждого человека, помогает ему установить и определить цели, принципы, сформировать ценностную систему и развить свою духовность. И это непрерывный процесс, который помогает сформировать не просто человека, а личность, зрелую, осознанную и достойную уважения.
Если Вас заинтересовала эта статья, добавляйте её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Пока пока.
Читайте далее:
Самые известные и великие люди которые достигли успеха без высшего образования
9 упражнений для развития образной памяти
Признаки деградированной личности человека: факторы влияния и способы как избежать этого
Методы диагностики мотивации для успеха и основные способы повышения ее уровня
Становление и развитие личности в современном мире с точки зрения психологии
1
Выводы
Подводя итог, хочется обратить внимание, что многие ошибочно считают себя духовно развитыми, ссылаясь на то, что они соблюдают общепринятые догмы, верят в Бога и живут согласно высоким моральным идеалам. Можно ли назвать таких людей свободными и духовными? Полагаю, что нет
Высокоморальными – это да, но вот развиты ли они в духовном плане – сомневаюсь. Ведь основным сдерживающим фактором в данном случае является страх. Да-да, именно он. Эти люди не стремятся к помощи и отказу по душевному наитию, а только из-за угрозы возможного наказания.
Само понятие духовного роста, а также духовности предполагает полное отсутствие от всех моральных принципов и социальных устоев. Но это не значит, что они уподобляются животным и абсолютно не подвластны контролю. Напротив, он преисполнен любви к самому себе (здравый эгоизм), в том числе окружающих его людей. Просто он свободен от условностей социума. Высокодуховный человек не планирует свой жизненный путь – он просто живет, получая от своей жизни самое главное – удовольствие и комфорт.
Духовный рост – это самый яркий пример взросления и становления человека как личности. Уничтожения собственных масок, которые так тщательно собирались на протяжении всей жизни, позволяя обнажить саму сущность каждого из нас, явление нас окружающим без всевозможной мишуры.
Тематика: Медитация, Личностный рост, Развитие интеллекта, Эзотерика