Мебель
Мебель в стиле бидермейер, непременно, обладает изогнутыми формами (изгибаются и спинки стульев, и локотники кресел, и ножки стола) и выполнена безукоризненно с точки зрения столярного мастерства (дерево при этом брали светлых пород: грушу, клен, вишню, берёзу, орех, ясень). Именно поэтому максимум, что делали с мебелью после того как она появлялась на свет – покрывали лаком, цветным или прозрачным. Обивка, конечно, допустима, но с условием: она должна крепится к мебели с помощью гвоздей с большими декоративными шляпками (белыми фарфоровыми, если точно). Что касается узора, то это может быть полоска или скромный цветочный орнамент.
![]()
![]()
В эпоху бидермейера в лучах славы купались такие многофункциональные предметы мебели, как раздвижные столы и столы с откидными столешницами, складные стулья, секретеры со множеством выдвижных ящичков, раскладывающиеся диваны. Трудно было представить обстановку и без шкафа-витрины (классика жанра – однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью ящичками, в том числе потайными), угловых шкафчиков, комодов, этажерок, трюмо, рабочих столиков (читальные столы, курительные, рабочие, карточные).
![]()
![]()
![]()
![]()
Присмотревшись, можно обнаружить на мебели влияние ампира: резной декор в виде лебедей, грифонов, гирлянд, лавровых венков, розеток. Их обычно золотили или покрывали черным лаком. Именно в бидермейере широко применялась фанеровка светлыми породами дерева и вставки в виде дерева разных пород.
Мебель
Добротная деревянная мебель очень красива и функциональна.
Изготавливают ее из светлых пород, включая:
- березу;
- ясень;
- клен;
- грушу;
- черешню.
Центр комнаты — место для большого стола овальной формы. У стен можно расставлять серванты, комоды и посудные шкафчики. Дополнительно размещать трюмо, этажерки и витрины, одновременно служащие декоративными и практичными элементами.
Комфортный отдых обеспечивают:
- мягкие невысокие кресла с подлокотниками;
- широкие диваны;
- набивные мягкие стулья;
- кресла-качалки;
- мягкие пуфики;
- скамейки-подставки для ног.
В спальнях присутствуют просторные деревянные кровати с гладкой поверхностью без декоративных элементов.
Самые главные признаками стилевой мебели:
- плавные линии;
- дугообразные ножки;
- комфортные изгибы спинок;
- яркая ситцевая или репсовая обивка с полосами или растительными мотивами.
Что выделяло русский стиль в одежде?
Характерные черты русского стиля:
- Косая застежка.
- Вышивка с имитацией русского народного орнамента.
- Шелковые платья, раскрашенные яркими анилиновыми красками, которые напоминали русский лубок.
- Воротник-стойка, который прозвали боярским.
- Длинные широкие пальто, которые декорировали мехом и невероятной красоты вышивкой.
Русские женщины стали открывать в Европе увруары — артели (ателье). Позже появляются и первые полноценные дома русской моды, которые специализировались исключительно на фольклорном стиле. Таким было заведение, которое носило имя «Поль Каре». Его основательницей в Лондоне, а потом и в столице Франции была княгиня Лобанова-Ростовская.
На Западе больше всего в то время ценится вышивка бисером, которую выполняли русские мастерицы. Самым крупным домом славянской моды стало заведение под названием «Итеб». Сейчас в этом здании находится штаб-квартира ТМ L’oreal Paris.
Мода
Бидермейер в стиле одежде воплотил движение нового времени – стремление к уместности, комфорту, удобству и функциональности. Силуэт женского платья в корни изменился: длина юбки укорочена, лиф становится приталенным, линия талии располагается значительно ниже (в сравнении с ампирными нарядами). В моду бидермейера входят корсеты. Для визуального подчеркивания талии используются расширенные большие рукава, которые называют «пагодообразными», «ветчинообразными» или «бараний окорок».
Для удлинения шеи носят платья с глубоким декольте, а головы прелестниц украшаются прическами бидермейер. Сложность их выполнения была весьма искусна – волосы укладывались крупными локонами на висках, создавая впечатление декоративной архитектуры.
В эпоху бидермейера использовались многочисленные женские головные уборы, которые разделялись на три основных типа:
- Шляпы с широкими полями, дополненные перьями и живыми цветами.
- Чепцы – пышно украшенные лентами, кружевом и рюшем (по переднему краю).
- Капор – элементы чепца и шляпы в одной модели головного убора.
История появления
Стиль бидермейер характерен для начала XIX века. Вариант пришел на смену более помпезному и пышному ампиру. Элегантную женственность дам эпохи ярко отразил Людвиг Эйхродт в поэме «Песни Бидермейера». Имя главного героя произведения, любящего вычурность, богатство и роскошь, стало в истории нарицательным для художественного стиля, господствующего также в искусстве и моде.
Кукольная, обильно украшенная драгоценностями внешность дам, характерная периоду царствования стиля бидермейер, полностью демонстрировала положение в обществе
Наряды с узкой талией, открытыми плечами, глубоким декольте привлекали внимание к соблазнительным женским прелестям. Пышные юбки и рукава вносили интригу, полоски кружева, оборки добавляли кокетства
![]()
Дамам эпохи не свойственен яркий макияж. Юным девушкам рекомендовалось ограничиваться естественной красотой. Женщины постарше выделяли губы, добавляли легкий румянец. Ценилась бледность кожи, натуральная яркая выраженность черт.
![]()
Характерной особенностью стиля выступало обилие украшений. Дамы использовали бусы, серьги, колье, подвески. Ценилась роскошь, которую женщины с радостью демонстрировали своей внешностью. Дамы не стремились украшаться, как новогодняя елка. Умеренность, чувство вкуса — важная способность настоящей леди.
![]()
Это интересно: Стиль брутализм в архитектуре
Архитектура и мебель
Дворец Флорастёкль в Бадене недалеко от Вены, построенный Йозефом Корнхойзелем в 1816/17 г.
Хофер-Нойштадт, построенный после городского пожара в 1823 году.
Гостиная в стиле бидермейер около 1830 года
Сани бидермейера около 1820/1830 гг. В зале Гельголанд в музее Лангеса Таннена в Уетерсене.
Главной особенностью архитектуры бидермейера является элегантный, но довольно простой стиль, в конечном итоге являющийся вариантом классицизма . Этот стиль сформировал монументальные здания этого времени, бидермейер — буржуазные жилые районы. Самым известным архитектором этой эпохи был берлинский Карл Фридрих Шинкель , но его проекты не были бидермейерскими. С другой стороны, самым важным архитектором стиля бидермейер был Йозеф Корнхойзель , оставивший свой след прежде всего в Вене и Бадене недалеко от Вены , летней резиденции австрийского императора. После пожара 1812 года Баден был полностью перестроен. Поскольку Корнхойзель был очень известен, он также получал заказы от знати.
является одним из крупнейшего жилого района бидермейера. В частности, Людвигштрассе , Клостерштрассе и Максплац — это почти законченные ансамбли, большая часть которых находится под охраной памятников. После большого пожара 1823 года город был полностью перестроен. Большинство зданий представляют собой городские дома, но также и городские дворцы, которые были отремонтированы и отремонтированы в последние годы.
Мебель в стиле бидермейер не придерживается единого стиля, но отличается простой элегантностью. Они имели менее репрезентативный характер, но создавали впечатление комфорта и, прежде всего, были функциональными. Первая такая мебель была изготовлена в Вене по образцу английской мебели
При производстве большое внимание уделялось качеству исполнения. Благодаря большим гладким поверхностям мебели текстура древесины имела интенсивный эффект, поэтому выбранные текстуры древесины часто использовались в качестве шпона , при этом текстура древесины часто была зеркальной
Популярными видами древесины на юге Германии были, например, вишня и орех, в северной Германии — береза и красное дерево. Фурнитура мебели часто была очень маленькой, вместо металлических пластин для ключей часто использовались так называемые костяные гнезда, а петли часто были скрыты. Деревянные поверхности в основном шлифовали, чтобы выделить текстуру. Даже вышитые чехлы использовались в качестве чехлов для мягкой мебели, поскольку рукоделие было популярным занятием женщин. Небольшие предметы мебели, такие как комоды , секретеры или швейные столики , а также кровати в виде саней , типичны для периода бидермейера . Часы с картинками или настольные часы с мраморными колоннами были популярны в качестве дополнительного убранства комнат . В Вене производитель мебели Йозеф Данхаузер-старший сформировал новую культуру жизни. Успех мебели гнутой по Михаэль Тонет , который пришел из Боппарда и был доставлен в Вену из австрийского суда в 1842 году , также попал в этот период . Он спроектировал обстановку для городского дворца Лихтенштейна в Вене.
Мебель
Для бидермайера важна практичность предметов обстановки, их декоративность отходит на второй план. Главными критериями становятся такие качества, как удобство, прочность и качество столярной работы. Для мебели в стиле бидермейер характерны следующие черты:
Равнодушие к роскоши. Вместо красного и черного дерева используется древесина клена и березы, вместо шикарной шелковой обивки, характерной для ампира, — цветастый ситец и практичный полосатый репс.
![]()
Неброский уютИсточник niagaranovice.blogspot.com
- Отличительный признак мебели. Диваны, кресла и стулья снабжаются плавно изогнутыми спинками и подлокотниками. Столы, шкафы и секретеры снабжаются изогнутыми точеными ножками.
- Самые популярные предметы обстановки — диваны, кресла и софы, делающие помещение особенно уютным.
![]()
Интерьер спальни не выглядит загруженнымИсточник journal.homemania.ru
![]()
Декор шкафовИсточник dekorolab.ru
Модные предметы — шкафы-витрины с остеклением одной или трех сторон; самое подходящее место для семейных реликвий и домашних коллекций.
![]()
Мебель для гостиной бидермейерИсточник host.access.ly
Функциональность. Столяры прониклись идеями английских мебельных мастеров, и на свет появились раздвижные столы-трансформеры разных конструкций. Многоликие секретеры и столы с ящиками и тайниками особенно полюбились в Российской Империи, что нашло отражение в литературе. Венцом конструкторских изысканий стали стулья для библиотеки, трансформируемые в лестницу-стремянку.
![]()
Складной стул-лестница для библиотекиИсточник ljrate.ru
Об особенностях стиля бидермейер в следующем видео:
https://youtube.com/watch?v=ymNJsYL4HGQ
Стиль бидермейер в современном интерьере
Во времена своего расцвета бидермейер в интерьере прекрасно уживался с национальными направлениями: французским романтизмом, российским «Николаевским» ампиром, британским викторианским стилем. Оказало на него влияние и всеобщее европейское увлечение восточным колоритом. Интерьеры бюргерских домов украшались предметами, привезенными из Китая и Японии, а у поклонников Востока появлялись курительные комнаты, оформленные на турецкий манер.
![]()
В современном интерьереИсточник freelancehack.ru
Знание подобных тонкостей помогает в оформлении современного интерьера
Оформляя комнату в стиле бидермейер, важно помнить, что:
- Столов может быть несколько. Большой стол обычно занимает место в центре комнаты. Стильным штрихом станет кофейный, курительный или карточный столик, полезным — столик для рукоделия или чтения.
- Мебели должно быть много. В дополнение к столу подбирают шкафы, комоды и этажерки. Узнаваемая деталь стиля — бюро или секретер.
![]()
Зонирование большой комнатыИсточник modernplace.ru
- Мебель для отдыха. Кроме дивана комнату наполняют мягкие кресла с удобными спинками, пуфы, кресла-качалки. Хотите полного комфорта по-бидермейерски — поставьте рядом пару скамеечек для ног.
- Камин — хорошая деталь для воссоздания уютного интерьера бидермейер. Он может быть как дровяным, так и электрическим.
- Для освещения подходят самые разнообразные светильники: многорожковые и классические люстры с декоративными лампочками-свечами, настольные лампы и настенные бра. Пригодятся и свечи.
![]()
Современная стилизация с каминомИсточник az-studia.ru
Заключение
Со времен расцвета бидермейера представления об уюте и целесообразности изменились. Современные интерьеры, оформленные по-бюргерски, выглядят гораздо проще, но сохраняют заложенный в идею комфорт и практичность. Нередко идеи бидермейера используются как часть эклектики — резной секретер или шкаф со стеклянной витриной способен стать украшением любой гостиной
Этот художественный стиль по-прежнему востребован; как никакой другой, он наполнен вниманием к мелочам и приближен к повседневным потребностям человека
Политическая ситуация
Принц Меттерних оказал решающее влияние на европейскую политику после Венского конгресса, когда разворачивалась эпоха бидермейера.
После поражения Наполеона в битвах при Лейпциге и битве при Ватерлоо и его изгнании резолюции Венского конгресса были выполнены. Речь шла об устройстве Европы с целью восстановления , т.е. ЧАС. восстановление условий, которые сформировали Европу до Французской революции . С этой целью консервативные монархи император Австрии Франц I , русский царь Александр I и прусский король Фридрих Вильгельм III. « Священный союз ».
Принц фон Меттерних , который родился в Рейнской области и состоял на службе у австрийского императора, играл важную политическую роль . Он соблюдал так называемые Карлсбадские постановления 1819 года, которые строго ограничивали любую политическую деятельность. На все публикации, в том числе музыкальные, введена строгая цензура. Такие писатели, как Генрих Гейне и Георг Бюхнер, эмигрировали (1831 и 1835), как и Карл Маркс (1843), ранее редактор Rheinische Zeitung в Кельне.
Без карловарских резолюций немыслим период бидермейера; За пределами Германии, Австрии и Скандинавии термин бидермейер также не существует, поскольку социальное развитие в этих странах было другим.
Модерн в XXI веке
Одно из главных и глобальных достижений модерна ― принцип проектирования «изнутри ― наружу» сегодня плотно внедрён в саму суть архитектуры, где форма здания подчиняется его наполнению.
Также принципы модерна используют в современном интерьере ― часто офисы крупных компаний выдержаны в едином стиле, в котором нет места чужеродному предмету. Стены, мебель и даже фурнитура подчинены единому порядку, принципы которого были заложены более ста лет назад.
![]()
Интерьер магазина re:Store в Санкт-Петербурге. Фотография: onajourney / Shutterstock
В современном интерьере модерн в почти первозданном виде сохранился в виде ламп «Тиффани» из разноцветного стекла, а на фабриках по-прежнему выпускают обои по эскизам Уильяма Морриса или с принтами, на которые дизайнеров вдохновило его творчество.
Главная область, где модерн существует с 1900-х почти без изменений ― это парфюмерия. Флаконы Lalique и Guerlain по сей день не теряют актуальности и служат объектом внимания коллекционеров.
![]()
Флакон парфюма Living Lalique. Фотография: Lalique![]()
Флакон парфюма Lalique de Lalique. Фотография: Lalique![]()
Флакон парфюма Guerlain Aqua Allegoria Pera Granita. Фотография: Guerlain![]()
Флакон парфюма Guerlain Shalimar. Фотография: Guerlain
Сегодня наследие модерна выделяется ярким пятном на картах городов. Восстанавливаются не только сами постройки, но и интерьеры, мебель. Зданиям придают новые смыслы ― некоторые из них превращаются в рестораны, отели или музеи. Так, в Самаре в особняке Курлиных находится Музей модерна. В московских особняках этой эпохи исторически располагаются культурные организации или посольства разных стран.
«Модерн» ― modern, современный. И пусть современность модерна осталась далеко позади, его шлейф мы ощущаем уже больше века. Именно модерн заложил основополагающие в современности принципы ― тотальность в архитектуре, искусстве, дизайне.
Что дальше? В новом материале мы расскажем о следующем десятилетии, в котором зародились радикальные идеи модернизма как основы современного дизайна.
Бидермейер в интерьере
Интерьеры в стиле бидермейер существенно отличаются от интерьеров прошлого периода – теперь им свойственны интимность, соблюдение пропорций, простые формы и светлые цвета. Помещения были просторными и хорошо освещёнными, отчего они становились комфортными и приятными для пребывания. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще в полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир, только фон чаще выбирался другой, например, фиолетовый.
На смену строгости классицизма пришли естественные формы и более плавные линии. Некоторые конструкции отличались оригинальностью и практичностью. Было положено начало многофункциональной, комбинированной мебели – трансфформирующейся и раздвижной.
Критерием предметов быта стали считаться, прежде всего, высокое качество и надёжность. Предпочтение отдавалось простым формам, не было излишка декоративных элементов. Предметы мебели оживлялись яркими расцветками обивки, в комнатах вешали занавески насыщенных цветов.
В период расцвета стиля бидермейер появилось такое явление как «чистая комната». Чаще всего это понятие относилось к гостиным, в котором находилось довольно много мебели. Как правило, она группировалась в центре комнаты так, что оставалось минимум пустого пространства.
Неотъемлемой частью интерьера в стиле бидермейер были всевозможные шкафы и комоды. Благодаря простым формам цвета и текстуры дерева стали более заметными. Большая часть появившихся в ту эпоху типов мебели по-прежнему актуальна и используется для оформления классического интерьера.
От ампира бидермейер унаследовал простоту и лаконичность. Также стиль позаимствовал некоторые элементы архитектуры ампира: колонки, пилястры, карнизы, элементы «античного» декора.
От английской традиции бидермейер перенял стремление к практичности. Стены комнат украшались обоями, рисунок которых повторял узор обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цветов.
Стулья, кресла, диваны всё чаще стали с изогнутыми спинками и подлокотниками. Вернулась мода и на гнутые ножки мебели, поэтому бидермейер нередко сравнивали с рококо.
Типичным предметом обстановки—небольшой шкаф с фанерной дверцей. Двери и стенки корпусной мебели покрывались тонкими листами, которые не деформировались со временем, что стало ещё одним показателем практичности.
Центром внимания становится гостиная – она копировала аристократический салон, но она являлась не только показателем благосостояния, но и нормальной жилой комнатой.
Ещё одним характерным атрибутом интерьера в стиле бидермайер стало кресло — массивное, но солидное и удобное, чаще всего обтянутое гобеленом.
Формы типичного для эпохи бидермайера дивана напоминают ампирные, только они предельно упрощены, и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели.
Что касается тканей, то они могли быть разными — сатин, шёлк, шерсть, гобелен. Главное — спокойные цвета и характерные мотивы: сочетание полоски и пальметт с розетками или разбросанные по плоскости отдельные цветочки.
Настенные часы с маятником в «футляре» простой формы — типичный элемент эпохи бидермайер.
Вообще можно сказать, что стилю бидермейер присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.
Модерн в Европе
4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.
![]()
Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons![]()
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге![]()
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain![]()
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly![]()
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique
Югендстиль
Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.
![]()
Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons![]()
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons![]()
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons
От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.
Национальный романтизм
Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.
![]()
«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons![]()
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons
Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.
В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.
![]()
Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock![]()
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons
Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.
![]()
Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons
В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».
![]()
Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons
Сецессион
В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.
«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.
![]()
Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock![]()
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons![]()
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost![]()
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons
Пышность, которую мы потеряли
Сдержанный мужской образ благополучно дожил, почти не меняясь, до 1960-х годов, когда случилась молодежная революция. Она попыталась отвоевать для мужчин право облачаться в яркие цвета, носить одновременно несколько принтов, отращивать волосы и дополнять наряд украшениями.
Однако с этим бунтом произошло то же, что и со многими другими надеждами 1960-х. «Дети цветов» верили, что сознание людей навсегда изменят недавно синтезированные психоделики, а прежние модели отношений будут разрушены достижениями сексуальной революции. Но идеалы «лета любви» вышли из моды, а классика мужского костюма никуда не делась и к 1980-м только стала еще более строгой. Каблуки, рубашки с рюшами и широченные клеши не смогли выбраться из резервации субкультуры, которую впоследствии перемолола коммерческая машина.
Почему бунт 1960-х не закрепился и не смог кардинально изменить отношение к одежде? Можно предположить, что радикальные перемены случаются там, где происходят коренные изменения образа жизни и сознания, как это было во времена Браммелла и Шанель.
Мода
→ Основная статья : Реставрация и мода в стиле бидермейер
Женщина в костюме бидермейера, дагерротип Антона Мартина (около 1840 г.)
Женская одежда
Эрцгерцогиня Софи Австрийская в типичном стиле бидермейер, литография Йозефа Крихубера (1836 г.)
После эпохи ампира между 1795 и 1820 годами женская мода в стиле бидермейер стала проще, но и значительно более неудобной. С 1835 года талия снова стала явно подчеркнутой, а юбки-кольца и корсеты стали незаменимыми предметами одежды для высших слоев общества. Уже в 1820 году рукава дневных платьев стали настолько объемными, что мешали даже игре на фортепиано. Они известны как рукава из баранины или рукава из баллона и ветчины. Их приводили в форму с помощью конского волоса и китового уса . Большой популярностью пользовались узорчатые ткани: клетчатые, полосатые или цветочные. Для вечера часто выбирали мерцающие шелковые ткани. Типичный головной убор этого времени был Schute , капюшон, как шляпа. Туфли были плоские, без каблука. Важными аксессуарами были кашемировые шали и зонтики . Прически в стиле бидермейер изначально были сложными и украшались лентами и бантами, но с 1835 года волосы просто укладывались в узел на шее, шиньон , с боковыми завитками штопора.
Модники со шнурованной осиной талией (около 1830 г.)
Мужская одежда
Мужская мода эпохи бидермейера была совсем не удобной. Модной моделью с 1800 по 1830 год был денди , прототипом которого был англичанин Джордж Брайан Браммелл . В то время мужская одежда также носилась с узкой талией, поэтому многие мужчины прибегали к ремням со шнуровкой. У рубашек был так называемый отцеубийственный воротник , стягивающий шею. Кроме того, впервые с 1815 года были надеты длинные брюки , так называемые панталоны , полосатые или украшенные цветами жилеты и сюртук или фрак . Головным убором был цилиндр . Также были важны искусно завязанный галстук , трость, перчатки и карманные часы , возможно, лорнон . После 1820 года бакенбарды, верхняя губа и борода на подбородке больше не считались революционными, но полная борода сначала рассматривалась как символ либерализма, а затем как символ социально-революционного мировоззрения, как у Карла Маркса и Фридриха Хеккера . В то время не обойтись без длинных бакенбардов , называемых фаворитами .
Как Коко Шанель изменила женскую моду
Ранние денди не жаловали женщин, поскольку классический канон их поведения предполагал отказ от традиционно «женских» качеств — непосредственности, эмоциональности, наивности.
Дама из общества не могла позволить себе цинизм, искушенность и небрежность, которыми славились денди. Вести себя так могли могли разве что барышни полусвета, богемные декадентки или отдельные эпатажные аристократки.
Дендистским можно назвать стиль Луизы Казати и Иды Рубинштейн. Кстати, обе были возлюбленными поэта и авантюриста Габриеле д’Аннунцио, который возвел принцип «жизнь как искусство» в абсолют: ему удалось основать целое дендистское государство — республику Фиуме. В русском Серебряном веке нишу femme-денди стремилась занять Зинаида Гиппиус, позировавшая в мужском костюме и беззастенчиво изучавшая собеседников через лорнет.
Массовую революцию в женской одежде, подобную «великому мужском отказу», подготовила модельер Коко (Габриэль) Шанель. Она не отличалась знатным происхождением и с детства хорошо знала, что такое нехватка денег и тяжелый труд. Габриэль работала продавщицей в магазине одежды, а в свободное время пела в кабаре — именно благодаря немудреной песенке со словами Qui qu’a vu Coco девушка получила прозвище Коко. Молодая Шанель грезила о том, как изменить дамскую моду, которая в начале ХХ века еще была тяжеловесной: женщины носили сложные шляпы с украшениями, длинные юбки и множество других предметов гардероба.
![]()
Движение за «гигиеничное женское платье» существовало и раньше, за удобство ратовали суфражистки и врачи. Даже Оскар Уайльд советовал девушкам отказаться от фижм, кринолинов и турнюров, продвигал юбку-брюки и советовал обувь на деревянной платформе — чтобы подолы не волочились по земле, а ноги не страдали от высоких каблуков.
Однако в ХХ веке жизнь стремительно менялась. Женщины увлекались активным отдыхом, водили авто и ежедневно перемещались по городу на службу. Им нравились короткие стрижки, спортивные игры и модные дансинги с динамичными танцами под джаз.
![]()
Основными принципами наряда по Шанель были минимализм, непринужденность и простота, идеологически родственные дендизму. Сперва она просто давала дамам советы, потом открыла свой шляпный салон, а вскоре и первый бутик с одеждой, которая подходила в том числе для спорта и отдыха. С тех пор ее карьера шла в гору, а принципы стиля становились всё востребованнее.
Шанель предложила отказаться от дорогих шелков, что было как нельзя кстати во время Первой мировой и в послевоенные годы. Она ввела в моду трикотаж, предложив в качестве альтернативы блузам и жакетам простые кофточки, которые сегодня называют топами и свитшотами.
Одной из ее любимых моделей была простая тельняшка, которая с тех пор стала приметой «французского шика».
Еще одним пунктом революции в женской моде стало «разрешение» носить бижутерию вместо драгоценностей. Использовать их советовали лишь понемногу: «Перед выходом из дома посмотрите на себя в зеркало и снимите одно украшение».
![]()
Вместо переодеваний по несколько раз в день, которые мало кто мог себе позволить, модельер предложила элегантные комплекты на все случаи жизни. Теперь в одном и том же недлинном платье женщина могла выйти в город по делам, а вечером пойти на свидание или погулять с подругами, просто дополнив наряд украшениями и макияжем. Так возникла знаменитая идея маленького черного платья, которое стало аналогом черного фрака Браммелла, — универсальный, идеально сидящий наряд, который всегда к месту.
Шанель внесла вклад в упразднение корсетов и популяризацию женских брюк и привнесла в дамский костюм другие мужские элементы — например, черные шляпы с узкими полями вместо широкополых произведений искусства с перьями и цветами. Модный дом Шанель во главу угла поставил удобство — например, вместо клатчей, которые нужно постоянно держать в руках, клиенткам предлагали вечерние сумочки на ремне.
![]()
Модернизированный образ женщины ХХ века, хотя и следовал отчасти идеям Браммелла, далеко ушел от образов первых женщин-денди, которые любили причудливость и экстравагантность.
Новая мода нравилась далеко не всем. Модельер Поль Пуаре говорил, что она превратила всех женщин в секретарш. Многие современники в грустью прощались со сложностью и эффектностью, с которыми пропадали прежние телесные коды, приемы флирта и предметы любования. Модели Шанель даже не были приталенными.





























